Последний Освященный Собор Русской Древлеправославной Церкви (РДЦ, известна также как "Беглопоповское согласие", или "Новозыбковская иерархия"), прошедший 13-17 мая в Москве, принял два безусловно большой важности документа. Несмотря на всю неоднозначность отношения остального старообрядчества к "беглопоповской" иерархии, епископское преемство которой в 1920-е гг. восстановил бывший обновленческий архиепископ Никола (Позднев), разберем по существу итоговые документы ее Собора, беспрецедентные в истории древлеправославия, и те церковно-политические подходы, которые отражают эти документы. В первую очередь – в контексте церковно-политических подходов других старообрядцев. В наше время существуют две старообрядческие иерархии - Белокриницкая и Новозыбковская, соответственно, представленные в России двумя основными старообрядческими поповскими конфессиями - Русской Православной Старообрядческой Церковью (РПСЦ) и РДЦ. Учитывая это обстоятельство, мы, вольно или невольно, должны будем отметить разницу в подходах, прежде всего, этих двух Церквей, сравнить их. Разумеется, без объявления какого-то из них "правильным" или "неправильным", "верным" или "неверным", "добрым" или "худым". Начнем с "Грамоты о церковном соединении Русской Древлеправославной Церкви и Грузинской Древлеправославной Церкви". Смысл этого документа в том, что между двумя Церквами, имеющими одно иерархическое происхождение (то есть "новозыбковское"), после длительного периода скандалов восстанавливается молитвенное общение. Хорошо это или плохо, судить не нам, а христианам Иверской и Русской Древлеправославных Церквей. Мы же отметим сам подход к проблеме: соединить путем взаимопрощения, компромисса и консенсуса разделенное. Видимо, ощутили "время собирать камни". На Освященном Соборе РПСЦ 2007 г. произошло первое в новейшее время разделение иерархии белокриницкого происхождение - несмотря ни на что, от Московской митрополии вынуждена была отойти заметная группа людей, активных церковных деятелей, которых позже поддержал и один епископ. Председатель Собора выразился по этому поводу так: "Церковь покинула кучка негодяев, отщепенцев, жалких неофитов". Председатель сам еще в начале 1990-х гг. был неофитом… Тут, увы, пока "время разбрасывать камни". Второй документ, "Окружное Послание Собора Русской Древлеправославной Церкви ко всем древлеправославным христианам о церковном расколе ХVII века", напоминает старообрядцам и всем знатокам русской истории о печальных событиях 350-летней давности, отстаивая истинность, правоту и верность Священному Преданию Церкви Старой веры и, таким образом, подтверждая неистовство и неправоту того, что старообрядцы именуют "никонианством". Уже одно то, что Отцы Собора РДЦ сравнивают Никона и его последователей с Несторием и Диоскором, а новообрядцев - с иконоборцами, о многом говорит. Более "политкорректные" старообрядцы сейчас таких сравнений стараются избегать. Считается, что духу времени более соответствует иной подход, иной язык, направленный на достижение "добрососедских отношений" и, возможно, в идеале, внешнего единства. Разумеется, в РДЦ не против единства, но там чают единства духовного. "Мы, - пишут Отцы Собора, - следуя прежде бывшим святым Соборам и преданиям святых отцов, желаем, с одной стороны, врачевания и преодоления всякого разделения между людьми, искренне верующими во Христа Спасителя, а с другой стороны, считаем, что таковое примирение может произойти не иначе как на основании церковных правил, после честного, непредвзятого рассмотрения обеими сторонами изначальных причин разделения, и изобличения, осуждения и исправления допущенных ошибок, чтобы предполагаемое единство было не к нашему общему осуждению, но к славе Божией и к славе Его Святой Церкви". Можно ли сравнить такую позицию со стремлением иных старообрядческих деятелей при любом удобном случае демонстрировать свою лояльность РПЦ МП? Впрочем, в РДЦ не против "богословского диалога", но партнерами тут выступают не РПЦ МП (в лице ОВЦС), а греческие старостильные (старокалендарные) Синоды митрополитов Кирика ("матфеевцы") и Калинника ("хризостомовцы"). Эти новообрядные Синоды, в отличие от РПЦ МП, считаются принадлежащими не к "мировому православию", участвующему в экуменическом движении, а к так называемому альтернативному, или Истинному, и считаются консервативными и традиционалистскими. "Сотрудники Миссионерского отдела проинформировали Собор о ходе переговорного процесса со старостильными христианами Греции. Собор дал положительную оценку деятельности Миссионерского отдела в этом направлении и выразил пожелание продолжить диалог, чтобы "через выяснение и рассмотрение всех разделяющих вопросов были найдены пути к сближению и в конечном итоге к церковному единству", - говорится в деяниях Собора РДЦ. При наличии доброй воли к диалогам у РДЦ и у РПСЦ, объекты этих диалогов разнятся. Однако есть "третий путь", отличный от политики обоих священноначалий. И им следует значительная часть христиан РПСЦ. Послание Собора РДЦ цитирует Патриарха Феодора Вальсамона: "Заслуживают похвалы те, которые и прежде осуждения отделяются от учащих еретическим догматам и явно еретичествующих. Ибо если ересь проводится первенствующим тайно и сдержанно, так что он еще колеблется, то никто не должен отделяться от него до осуждения; ибо возможно, что до окончательного решения он восприсоединится к православию и отстанет от ереси"… Андрей Езеров, для "Портала-Credo.Ru" |