Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Два документа - три подхода. Последователи двух старообрядческих иерархий могут изучать опыт друг друга, но не должны торопиться с «оргвыводами»


Последний Освященный Собор Русской Древлеправославной Церкви (РДЦ, известна также как "Беглопоповское согласие", или "Новозыбковская иерархия"), прошедший 13-17 мая в Москве, принял два безусловно большой важности документа. Несмотря на всю неоднозначность отношения остального старообрядчества к "беглопоповской" иерархии, епископское преемство которой в 1920-е гг. восстановил бывший обновленческий архиепископ Никола (Позднев), разберем по существу итоговые документы ее Собора, беспрецедентные в истории древлеправославия, и те церковно-политические подходы, которые отражают эти документы. В первую очередь – в контексте церковно-политических подходов других старообрядцев.

В наше время существуют две старообрядческие иерархии - Белокриницкая и Новозыбковская, соответственно, представленные в России двумя основными старообрядческими поповскими конфессиями - Русской Православной Старообрядческой Церковью (РПСЦ) и РДЦ. Учитывая это обстоятельство, мы, вольно или невольно, должны будем отметить разницу в подходах, прежде всего, этих двух Церквей, сравнить их. Разумеется, без объявления какого-то из них "правильным" или "неправильным", "верным" или "неверным", "добрым" или "худым".

Начнем с "Грамоты о церковном соединении Русской Древлеправославной Церкви и Грузинской Древлеправославной Церкви". Смысл этого документа в том, что между двумя Церквами, имеющими одно иерархическое происхождение (то есть "новозыбковское"), после длительного периода скандалов восстанавливается молитвенное общение. Хорошо это или плохо, судить не нам, а христианам Иверской и Русской Древлеправославных Церквей. Мы же отметим сам подход к проблеме: соединить путем взаимопрощения, компромисса и консенсуса разделенное. Видимо, ощутили "время собирать камни".

На Освященном Соборе РПСЦ 2007 г. произошло первое в новейшее время разделение иерархии белокриницкого происхождение - несмотря ни на что, от Московской митрополии вынуждена была отойти заметная группа людей, активных церковных деятелей, которых позже поддержал и один епископ. Председатель Собора выразился по этому поводу так: "Церковь покинула кучка негодяев, отщепенцев, жалких неофитов". Председатель сам еще в начале 1990-х гг. был неофитом… Тут, увы, пока "время разбрасывать камни".

Второй документ, "Окружное Послание Собора Русской Древлеправославной Церкви ко всем древлеправославным христианам о церковном расколе ХVII века", напоминает старообрядцам и всем знатокам русской истории о печальных событиях 350-летней давности, отстаивая истинность, правоту и верность Священному Преданию Церкви Старой веры и, таким образом, подтверждая неистовство и неправоту того, что старообрядцы именуют "никонианством". Уже одно то, что Отцы Собора РДЦ сравнивают Никона и его последователей с Несторием и Диоскором, а новообрядцев - с иконоборцами, о многом говорит. Более "политкорректные" старообрядцы сейчас таких сравнений стараются избегать. Считается, что духу времени более соответствует иной подход, иной язык, направленный на достижение "добрососедских отношений" и, возможно, в идеале, внешнего единства.

Разумеется, в РДЦ не против единства, но там чают единства духовного. "Мы, - пишут Отцы Собора, - следуя прежде бывшим святым Соборам и преданиям святых отцов, желаем, с одной стороны, врачевания и преодоления всякого разделения между людьми, искренне верующими во Христа Спасителя, а с другой стороны, считаем, что таковое примирение может произойти не иначе как на основании церковных правил, после честного, непредвзятого рассмотрения обеими сторонами изначальных причин разделения, и изобличения, осуждения и исправления допущенных ошибок, чтобы предполагаемое единство было не к нашему общему осуждению, но к славе Божией и к славе Его Святой Церкви".

Можно ли сравнить такую позицию со стремлением иных старообрядческих деятелей при любом удобном случае демонстрировать свою лояльность РПЦ МП?
Впрочем, в РДЦ не против "богословского диалога", но партнерами тут выступают не РПЦ МП (в лице ОВЦС), а греческие старостильные (старокалендарные) Синоды митрополитов Кирика ("матфеевцы") и Калинника ("хризостомовцы"). Эти новообрядные Синоды, в отличие от РПЦ МП, считаются принадлежащими не к "мировому православию", участвующему в экуменическом движении, а к так называемому альтернативному, или Истинному, и считаются консервативными и традиционалистскими. "Сотрудники Миссионерского отдела проинформировали Собор о ходе переговорного процесса со старостильными христианами Греции. Собор дал положительную оценку деятельности Миссионерского отдела в этом направлении и выразил пожелание продолжить диалог, чтобы "через выяснение и рассмотрение всех разделяющих вопросов были найдены пути к сближению и в конечном итоге к церковному единству", - говорится в деяниях Собора РДЦ. При наличии доброй воли к диалогам у РДЦ и у РПСЦ, объекты этих диалогов разнятся.

Однако есть "третий путь", отличный от политики обоих священноначалий. И им следует значительная часть христиан РПСЦ. Послание Собора РДЦ цитирует Патриарха Феодора Вальсамона: "Заслуживают похвалы те, которые и прежде осуждения отделяются от учащих еретическим догматам и явно еретичествующих. Ибо если ересь проводится первенствующим тайно и сдержанно, так что он еще колеблется, то никто не должен отделяться от него до осуждения; ибо возможно, что до окончательного решения он восприсоединится к православию и отстанет от ереси"…

Андрей Езеров,
для "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования