Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Врагам "цивилизационного кода". Московская патриархия не боится новых конфликтов в УПЦ МП накануне визита Патриарха Кирилла в Украину


В то время как здравые российские политики и политологи всё больше сходятся во мнении, что с Украиной нужно вести себя, по крайней мере, более корректно, чем сразу после Оранжевой революции, руководство Русской Православной Церкви Московского патриархата так не считает. Патриархия включилась в опасную "антиоранжевую" политическую игру - резко, ярко, переигрывая в идеологическом плане кремлевских политтехнологов. Украина моментально стала разменной монетой не только в межрелигиозной борьбе РПЦ МП с "раскольниками", а сама эта борьба превратилась в средство давления на украинскую власть.

Если посмотреть на публичные заявления Патриарха Кирилла (Гундяева) по поводу Украины в целом, а не по частностям церковной ситуации (сохранения зависимости УПЦ МП от РПЦ МП, преодоления "расколов" и т.д.), то станет очевидно, что глава РПЦ МП принципиально политизирует религиозную ситуацию в Украине. Более того, в этой политизации предстоятель Московской патриархии видит инструмент, с помощью которого можно сохранить власть над УПЦ МП, отделить друг от друга украинских политиков и "раскольников" из разных православных юрисдикций и сделать отношение к Московской Церкви фундаментом российско-украинского диалога.

Врываясь в политическую борьбу высшего руководства двух государств, Московская патриархия при этом предупреждает политиков, чтобы они не разыгрывали "церковную карту" – верх иезуитства! В интервью газете "Известия" 11 мая 2009 года, когда исполнились первые 100 дней правления нового предстоятеля РПЦ МП, Патриарх Кирилл отмечает: "Положение на Украине действительно сложное, в первую очередь потому, что в основе раскола там лежит политический расчет, желание некоторых деятелей использовать Церковь и веру людей в своих целях, никак не связанных с целями собственно христианскими. Это ещё одно доказательство того, как аккуратны должны быть политики, касающиеся религиозных вопросов. И как опасно, когда кто-то пытается в своих корыстных политических целях разыграть "церковную карту". Мы воспринимаем Киев как южную столицу Русского Православия. Отсюда берёт начало единая для всей восточнославянской цивилизации традиция. И сегодня, как никогда, православные России, Украины и Белоруссии осознают важность духовного единения исторической Руси, разделенной политическими границами".

Упоминание о цивилизации отнюдь не является какой-то фигурой речи, а становится основанием для политического отсеивания и своего рода экзаменом для политиков. В отношении Украины Патриарх Кирилл жестко делит политиков, церковных деятелей и граждан этой страны на "цивилизованных" и "нецивилизованных". Это можно увидеть по многим выступлениям предстоятеля РПЦ МП. Это особенно ярко проявилось во время его встречи с премьер-министром Украины Юлией Тимошенко 29 апреля. То, что воспринимается всеми как риторика, призывающая к единству и гармонии российского и украинского народов, на самом деле довольно радикально разъединяет две страны. Слова Кирилла о восточнославянской цивилизации, в которую входят три государства, жестко встраивают Украину в "русскую цивилизацию", не давая ей никакой возможности вырваться за её пределы, на просторы Европы. Кто старается уйти из "нашей" цивилизации, что в случае с Украиной значит пойти на сближение с Западом, с Евросоюзом, с НАТО, тот автоматически выпадает из русского культурного пространства, границы которого безапелляционно обозначены Патриархом Московским.

Глава РПЦ МП подчеркивает: "Для нас Киев — это Константинополь, это духовная столица русского православия". Однако это православие также имеет четко очерченные рамки — "канонической Церкви", подчиненной Московскому патриархату. Именно поэтому каждая встреча с незалежными украинскими политиками будет сопровождаться подобными строгими напоминаниями. Так, на встрече с Тимошенко Патриарх Кирилл выразил озабоченность ситуацией в Сумской области, где за последнее время отмечен ряд захватов храмов "канонической Украинской Церкви", как заявил глава Информационного отдела Московского патриархата Владимир Легойда. Теперь Легойда, бывший ранее талантливым журналистом, будет озвучивать именно такие рубленые фразы, выражающие суть политики Кирилла. Шаг влево или вправо – и ты уже вне "канонической" РПЦ МП и вне "восточнославянской цивилизации", являешься своеобразным нарушителем цивилизационного (для всех славян) или культурного (для россиян) кода, как любит говорить Кирилл. Естественно, что каждый "оранжевый" политик, который не поддержит Московский патриархат или будет просто встречаться, как Ющенко, с "раскольниками" в лице Патриарха Филарета (Денисенко), главы Киевского патриархата, тот будет "врагом цивилизационного кода".

Если Патриарх Алексий II не выстраивал из естественных претензий РПЦ МП к украинским властям политической концепции, то для Патриарха Кирилла важно обозначить позиции Московской патриархии и сделать их частью политического диалога или же разлада с Украиной. Кирилл особенно отмечает, "насколько значителен религиозный фактор в жизни наших народов и насколько важную роль он может играть в отношениях между нашими странами". Этот призыв звучит пугающе по той простой причине, что в условиях и так достаточно сложных отношений Украины и России, Церковь во главе с Патриархом Кириллом стремится стать еще одним водоразделом между нашими странами, добавить еще один весомый аргумент в противостояние "оранжевых" политиков, поделив украинцев на тех, кто учитывает "наш" религиозный фактор, и тех, кто строит другую, а значит – враждебную, цивилизацию.

Естественно ожидать, что разделение светского политического пространства сочетается с жестким идеологическим отсеиванием внутри самой УПЦ МП. Разномыслие, бóльшая свобода высказывания собственных мнений и отказ от резкой критики "оранжевых" властей со стороны руководства УПЦ МП входят в противоречие с "цивилизационным кодом" в понимании Кирилла, что порождает "цивилизационные" конфликты. Если обсуждение темы Голодомора прошло без резкого одергивания украинских коллег, то первая же тема, возникшая при Патриархе Кирилле – о снятии анафем с Мазепы, – привела к небольшому скандалу. Высказывания главы Отдела внешних церковных связей УПЦ МП архимандрита Кирилла (Говоруна) о возможности снятия анафемы с Мазепы, поскольку он был отлучен явно по политическим мотивам, хорошо ложатся в русло новой украинской истории – истории независимого государства со своими историческими персонажами, героями и идеалами. Более того, у такого государства просто обязаны быть "неимперские", "немосковские" герои, взятые не из советского учебника истории, где всё ведет к созданию централизованного Московского государства.

Московская патриархия резко пресекла подобное заявление и возможность таких суждений в будущем, осадив архимандрита с говорящей фамилией и показав, насколько жестоко РПЦ МП будет поступать с инакомыслящими, носителями чужого "цивилизационного кода" без московских "номеров".

Руководитель пресс-службы Украинской Православной Церкви Московского патриархата Василий Анисимов в этом смысле четко обозначил границы, в которых надо действовать – это только противодействие "раскольникам" и вопросы собственности, а с идеологией хорошо справляются и в Москве: "Наших молодых богословов, включая отца Кирилла, почитаешь – так у нас в УПЦ никаких забот нет, кроме статуса УПЦ, автокефалии, голодомора, "цивилизационного выбора", "украинской самоидентификации", "политического православия" и гетмана Мазепы". Митрополит Одесский и Измаильский Агафангел (Саввин) подтвердил в русле заявлений Патриарха Кирилла, что слова архимандрита Кирилла (Говоруна) – это следствие политического давления на него (с чьей стороны - он не уточнил).

Однако эти обидные "одергивания" украинских коллег при нынешнем руководстве Московской патриархии – лишь начало травли большего масштаба с помощью "цепных острословов" Патриарха Кирилла. Профессор Московской духовной академии протодиакон Андрей Кураев назвал снятие анафем с Мазепы "канонизацией предательства" и заодно довольно грубо и беспричинно прошелся по всей Украине: "Не обязательно жить на Украине для того, чтобы понять, что вирус тотального, многократного взаимного предательства пронизал весь политикум современной Украины". Глава Отдела Московского патриархата по взаимодействию с вооруженными силами протоиерей Димитрий Смирнов вволю поиздевался над словами Говоруна, заявив, что дискутировать можно и о жизни на Марсе, но снятия анафем не будет – "могут и не хлопотать". На фоне этих двух спикеров Московской патриархии, которые говорили скорее как высокомерные помещики, получившие землю и крепостных в Украине, уже упоминавшийся Владимир Легойда выглядел совсем неинтересно, призвав обсуждать тему Мазепы "в экспертном сообществе". Действительно, в информационном поле патриархии остается лишь грубо шутить, как отец Андрей Кураев и отец Дмитрий Смирнов, или связывать с духовностью воинские и спортивные победы (как отец Всеволод Чаплин – хоккей и "силу духа"), либо скучно повторять официальные заявления.

Вместе с тем, Москва может себе позволить так себя вести – она не боится отсеивания и отдаления от себя части духовенства УПЦ МП. В данном случае патриархия, а ранее ОВЦС МП, действуют по принципам, выработанным во время развала Сурожской епархии в Великобритании после кончины митрополита Антония (Блума). Ликвидацию Сурожской епархии начал нынешний глава ОВЦС МП архиепископ Иларион (Алфеев). Представителей РПЦ МП мало беспокоил тот факт, что с епископом Василием (Осборном) в Константинопольский патриархат ушла значительная часть прихожан и духовенства Сурожской епархии, что начался судебный процесс, развивающийся, скорее, в пользу РПЦ МП, что приход РПЦ МП в Лондоне стал восприниматься как приход "новых русских", "братков". Главное, что была налажена стройная система управления, удалены непослушные люди, была сохранена власть и собственность. То же самое интересует Москву и в отношении УПЦ МП – только времени потребуется больше.

Власть и собственность – это хорошо, но церковные проблемы Украины являются в реальности важным политическим фактором, а позиция Москвы отражается на позициях УПЦ МП. Завоевание власти и собственности может оказаться пирровой победой, поскольку, во-первых, украинские политики вполне могут игнорировать дипломатию Патриарха Кирилла и им за это ничего не будет (в отличие от российских политиков). А во-вторых, российский тандем РПЦ МП - Кремль, удерживающий главу Церкви в высокой политике и дающий РПЦ МП безмерные привилегии и влияние, совсем не вечен. По мере развития гражданского общества в России антидемократический "код" Московской патриархии будет входить во все большее противоречие с задачами государства. Эпоха "пафосной мобилизации" Патриарха Кирилла неминуемо закончится. И не важно когда – после 2012 года или, вероятнее, после третьего срока Владимира Путина (после 2018 года). Цивилизации будут разделены, а собственность поделена.

Роман Лункин,
для "Портала-
Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования