Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Псковская проблема «вне политики». Светское и церковное руководство испытывают дефицит совести, а население – гражданского достоинства


О том, что в Псковской области у верующих и неверующих дела обстоят крайне неблагополучно, известно всем. Памятники культуры находятся на этой земле в катастрофическом состоянии, так как когда-то большинство из них было несправедливо обойдено вниманием начальства и не попало в список объектов федерального значения. Святыни православных верующих – древние XII – XVII веков, так же как и современные, например - иконы и росписи иконописца архимандрита Зинона (Теодора), оскверняются непотребным к ним отношением руководства Псковской епархии РПЦ МП и понемногу разрушаются.

В самой же епархии, тем временем, дела обстоят вполне благополучно. Потому что всех, кто возмущается подобным – от искусствоведов и общественности до немногих недогадливых чиновников, которые тщатся исправить положение, - либо игнорируют, либо запугивают, либо покупают. Сейчас у нас все продается и все покупается, так как в стране давно уже разворачивается действие по сценарию "анекдота с черным юмором", и Псковская область в этом отношении вовсе не исключение. Кое-кто считает ее даже показательной в плане того, как можно и нужно сегодня топтать человеческие достоинство и убеждения, как следует выжимать последние соки из Родины, пока она еще жива. А заодно и как, надругавшись над всем святым, превратить некогда одну из жемчужин Русского Севера – древнюю Псковскую землю - в культурного и экологического инвалида, чтобы оставить его в таком виде в наследство будущим поколениям.

Причин, которыми можно объяснить массу творящихся на Псковщине безобразий, не меньше, чем самих безобразий. Это и коррупция – аферы игумении Елеазаровского монастыря Елисаветы (Т.П.Беляевой) с земельными участками и строительством приносят немалый доход епархии, а деньги в руках архиерея – это неплохой инструмент для исполнения "симфонии Церкви с государством". Это и нужды пропаганды клерикализма, на путь которого все заметней выруливает современная российская власть. Это и нежелание местного регионального руководства принимать на себя лишнюю ответственность, пытаясь позаботиться о вверенной их власти земле. И элементарная жадность, благодаря которой все чиновники скопом подпишутся под любой ахинеей, если им приплатят, и страх выступить против очевидного вредительства, так как из-за этого можно впасть в немилость у начальства или вылететь с работы. И так далее и тому подобное – причин много, и каждая заслуживает своеобразного уважения, так как за всем стоят живые люди, которые по-животному стремятся к теплу и сытости, а не наоборот.

Поэтому не надо считать чем-то уж совсем неожиданным и из ряда вон выходящим, что ответственная за состояние культуры в Псковской области г-жа Иванова с удовольствием от полученного на то благословения митрополита Евсевия (Саввина) передает в руки Псковской епархии Московской патриархии, например, Спасо-Преображенский Мирожский монастырь, на территории которого стоит собор XII века, способный рухнуть в любой момент. Она за Спасо-Преображенский собор с его уникальными фресками не отвечает, так как он остается в статусе федеральной собственности, и если рухнет, то отвечать не ей. Вопросы, вроде таких - "Да как же человеку может быть все равно, если погибнет такое историческое чудо?" - здесь неуместны. Спросите, почему? Вот об этом и хотелось бы вспомнить и поговорить.

Давайте абстрагируемся от бесспорно ненормальных условий в государстве и сотрудничающей с властью религиозной организации, от взяточничества и процессуального крючкотворства, и посмотрим на себя. Может ли наше общество в целом или каждый из нас в отдельности испытывать ощущение собственного достоинства и спокойствия за наличие в жизни некоего смысла при условии происходящего хотя бы только в Псковской области? Если массы людей, называющих себя россиянами, русскими, православными и тому подобными эпитетами, спокойно взирают на то, как кто-то губит их собственную основу – культуру, веру, нравственность, то их можно считать только массой. Да-да, в том уничижительном смысле этого слова, который имел в виду еще Ильич, распоряжаясь этой "массой" как бесформенной материей, по собственному усмотрению, ради захвата, а затем - постоянного укрепления власти. Потому что сравнительно сознательное общество, даже в племенном или национальном масштабе, чутко реагирует на вред, который наносится его благосостоянию и престижу.

Чтобы посмотреть, как с этим делом у нас, обратимся к примеру того же Мирожского монастыря, ситуация с которым всем хорошо известна. Правда, для оценки приверженцами РПЦ МП пример с осуществляемым уничтожением этого монастыря был бы неудачным: большинство считающих себя православными людей лишено чувства святыни, физической и духовной красоты, довольствуясь суеверными фетишистскими пристрастиями. Этот пример могли бы осознать, скорее, просто нормальные люди, независимо от их вероисповедания, да и религиозности вообще.

Итак, вся территория Мирожского монастыря передана в руки особо категоричной команды псковских клерикалов, которые зарекомендовали себя непримиримыми врагами культуры, как таковой, людьми не способными к хранению и использованию культовых зданий. А, кроме того, склонными к нарушению всех видов охранных норм в отношении памятников истории и культуры. Поэтому, передача монастыря означает скорое строительство на его территории аляпистых конторок, организацию "православного кафе", гаража, парников для выращивания любимых митрополитом роз и огурцов и заполнением территории монастыря другими епархиальными прибамбасами. Для организации на этой территории срочных мер по замене фундамента готового рухнуть бесценного собора места не остается ни физически, ни юридически. Так что Спасо-Преображенский собор можно считать приговоренным к обрушению с отсроченным исполнением приговора.

На месте Псковской епархии РПЦ МП могла бы оказаться какая-то другая организация, столь же яростно стремящаяся отхватить изрядный кус народного достояния, чтобы использовать его в собственных целях. Можно допустить, что будь на месте Евсевия с его "бандой" другой архиерей – верующий, более образованный и просвещенный, - передачу ему территории монастыря можно было бы считать даже благом, как происходит это, к примеру, с памятниками Новгорода Великого. То есть ситуация с памятниками Псковщины могла быть совершенно иной, и опасность потерять их не была бы настолько острой. Но сегодня сомневаться в том, что митрополит Евсевий и его бригада "врагов культуры" будут всячески способствовать гибели собора, оснований нет. Невзыскательный в нравственном и культурном плане архиерей крайне предприимчив, когда дело касается обеспечения собственной материальной выгоды и комфорта. Территорию перероют ради проведения отопления, газопровода и водоснабжения "владычного огорода" так, что земля под собором "поедет" до того, как не выдержит его фундамент.

При этом населению Пскова – в целом и в частности, – все "до лампочки". Хотя только общество теперь и способно было бы если не исправить, то хотя бы приостановить фатальное развитие ситуации с предметом гордости псковичей – собором XII века. Впрочем, не только с ним, но и с остальными памятниками Псковской земли. Потому что о творящемся изначально хорошо осведомлены светские инстанции – местная и федеральная власть, нынешние соправители Путин и Медведев, Росимущество, Росохранкультура и прочие равнодушные ведомства и персонажи. Знают о творящихся в Псковской епархии безобразиях и церковные власти. В том числе новый Патриарх Кирилл, давно уже документально извещенный с помощью государственного министерства связи о "подвигах и заслугах" своего псковского наместника – митрополита Евсевия.

Псковский беспредел давно уже доказал, что надеяться на чью-то волю или совесть "вверху" совершенно бессмысленно. Равно как и на то, что в "массе" проснулось бы ни с того ни с сего чувство собственного достоинства.

Платон Прохоров, Псков,
для "Портала-
Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования