Одной из новейших форм коммерциализации церковной жизни в России стало проведение всевозможных "православных выставок-ярмарок". В предпраздничные дни (особенно накануне Рождества и Пасхи) в одной только Москве проводится одновременно по десятку таких выставок. Но даже во внепраздничные периоды хотя бы одна православная ярмарка в столице работает. Признанными центрами "православного выставочного движения" стали также Санкт-Петербург, Новосибирск, Нижний Новгород. В крупных российских городах появилось такое явление, как "специализация" того или иного храма или монастыря на том или ином виде церковно-коммерческой деятельности. Например, в Москве любой священник, староста или другой "профессионально церковный" человек без труда назовет вам адреса наиболее "придвинутых" церковных книжных лавок; храмов, которые специализируется на торговле облачениями и церковными тканями, на паломничествах, на свечах и литье, на иконах и винах… Признаком успеха на церковном рынке и стало участие храма, монастыря, мастерской или братства в бесконечных "выставках-смотрах" достижений церковной экономики. С одной стороны, православные выставки-ярмарки выполняют очень важную для любого рыночного механизма функцию: установление контактов и обмен информацией между родственными предприятиями. Благодаря этому, например, многолетний церковно-хозяйственный монополист – предприятие "Софрино" - заняло на церковном рынке весьма скромное место и вынуждено снижать свои прежде заоблачные цены на "уникальную продукцию". Однако, с другой стороны, православная "эскпомания" выхолащивает жизнь многих монастырей и приходов, низводя их до уровня банальных "хозяйствующих субъектов". Превращение в "хозяйствующий субъект" - большой соблазн для монастырей и приходов РПЦ МП. Основан этот соблазн на факторах политического свойства, которые в нашей стране определяют экономические отношения. Признавая "особую роль" Церкви в становлении российского государства, в возрождении духовности и культуры, много в чем еще, государство оделяет ее всяческими льготами. Но помимо официальных льгот, существует еще самая большая – неофициальная и всепокрывающая – льгота. Со времен И.В. Сталина в нашей стране не принято "заглядывать в церковный карман". Именно так сформулировал "вождь" одну из своих основных заповедей первому руководителю Совета по делам Русской Православной Церкви – полковнику госбезопасности Карпову. Церковная экономика и в советский период, в основном, находилась "в тени". Ныне же, в эпоху духовного возрождения, она и вовсе считается неприкосновенной. Это и привлекает бизнес самого разного рода под церковную "крышу". Вот почему экспозиции православных выставок-ярмарок так поражают своим причудливым многообразием. "Церковной продукцией" в России считаются и кагор, и мед, и сыры, и льняные сорочки, и растительное масло, и бытовая техника, и аксессуары для автомобилей, и прочая, и прочая, и прочая. Хотя, если РФ постепенно становится "православным государством", то процесс "воцерковления" ее экономики вполне закономерен… |