Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Братья в законе. Равны ли в Беларуси католики и православные? К заявлению президента Лукашенко о том, почему Беларусь идеально подходит для встречи Папы и Патриарха


В свежем интервью агентству "Рейтер" президент Республики Беларусь Александр Лукашенко, вновь вернувшись к теме возможной встречи Папы Римского и Патриарха Московского и всея Руси, пояснил, почему он считает Беларусь "идеальным местом" для такой встречи. "Можно это сделать в Москве, но это край, можно в Риме - это уже другой край. Беларусь - это место святое, потому что здесь нет разницы между католиками и православными, здесь люди живут в мире и согласии", - буквально заявил белорусский президент.

Что ж, А.Г. Лукашенко - известный любитель идеалов, носителями которых все чаще и чаще объявляется Беларусь. При этом, правда, он склонен путать идеалы с идеализированием реальности. Посмотрим, так уж на самом деле в Беларуси "нет разницы между католиками и православными"?

Обратимся к действующему с 2002 года закону "О свободе совести и религиозных организациях". Преамбула этого закона определяет круг "традиционных" конфессий, среди которых действительно на первом месте идут православная и римско-католическая Церкви. Однако, значимость и роль католической традиции оценивается в законе гораздо ниже, чем православной. Относительно православия закон исходит из "признания определяющей роли Православной церкви в историческом становлении и развитии духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа", тогда как относительно католичества применяются гораздо более сдержанные выражения, скупо констатирующие лишь "духовную, культурную и историческую роли Католической церкви на территории Беларуси".

Конечно, практика действующей государственной власти, ориентирующейся прежде всего на ретро-советские ценности, так или иначе тяготеет к соответствующим атеистическим порядкам. Нельзя сказать, что для БПЦ МП в Беларуси открыты все двери. Несмотря на множество заключенных с государством соглашений, в реальности все они оказываются большей частью лишь декларациями, работающими на пропаганду существующей власти. Тем не менее, положение Православной и Католической Церквей в Беларуси несопоставимо. БПЦ МП гораздо менее ограничена сферами своей деятельности, она получает нередко и материальную поддержку для реализации некоторых проектов. К примеру, государство вошло в долю при строительстве минского "Дома милосердия", выделило средства на ремонт здания Минской духовной семинарии БПЦ МП, сейчас практически полностью финансирует строительство образовательного центра в Минске, где разместится духовная академия и другие, связанные с образованием, структуры БПЦ МП. Да и сейчас Институт теологии при Белорусском государственном университете находится целиком и полностью в ведении БПЦ МП и даже ректором его является митрополит Минский и Слуцкий Филарет (Вахромеев).

О таких милостях католикам остается только мечтать. Православные закладывают и строят храмы практически во всех новых районах Минска. При этом зачастую такое строительство оборачивается многолетним долгостроем, на что власти смотрят относительно снисходительно, а порой, опять же, оказывают пусть и небольшую, но чувствительную помощь. Католики же, испытывая нужду в храмах, смогли за последние десятилетия построить в Минске только один новый храм. В самом центре города по сей день под архив занято одно из самых величественных зданий Минска – храм святого Иосифа Обручника, о передаче которого верующим неоднократно ходатайствовали церковные власти. В последние годы у здания храма церковные активисты регулярно проводят пикеты, но на все это получают только один "ответ": в прилегающих к храму исторических помещениях, где в начале 90-х нашлось было и место для проведения богослужений греко-католиками, ныне разместился… ресторан.

Отдельная больная тема – статус священнослужителя в Беларуси. Хотя Католическая Церковь прилагает все усилия по подготовке священников местного происхождения (в стране действуют две семинарии), немалую часть католического духовенства составляют лица с иностранным гражданством. Такие священнослужители должны каждый год получать разрешение на продолжение своей деятельности на территории Беларуси. Этот механизм и поныне на полную катушку используется для изгнания неугодных власти пастырей, часто "виноватых" только лишь в том, что проявляли слишком большую активность и ревность в осуществлении своего пастырского долга. Никакие ходатайства даже со стороны высшего церковного руководства в этих случаях не помогают.

Надо еще отметить, что иностранные священнослужители, даже имея соответствующее разрешение, существенно ограничены в своих возможностях. Служить они имеют право только в определенном храме, а для любого участия в богослужении на другом приходе должны просить отдельное разрешение. Несколько лет назад получил широкую огласку случай, когда престарелый священник был подвергнут административному аресту только за то, что, будучи проездом в Минске, всего лишь причастился в столичном храме. Православным же священникам, вне зависимости от гражданства, совершенно неведомы такие преследования.

Весьма показательной является и такая деталь, как возможность религиозной работы среди военнослужащих, на которых в большой мере держится силовая машина государства, а потому и внимание здесь к идейному воспитанию особое. Православные священники имеют в этом отношении определенные возможности. Более того, в некоторых частях имеются даже гарнизонные храмы. Так, в минском Суворовском училище, которое размещено, кстати, в здании бывшей духовной семинарии, для воспитанников регулярно проводятся богослужения. О католических же богослужениях в воинских частях и учреждениях даже не идет речи. В рождественские дни первого года после своего назначения в Беларусь митрополит Тадеуш Кондрусевич попытался включить в круг посещаемых им для поздравлений мест и военную академию. Вдохновленный состоявшейся перед этим встречей с президентом Лукашенко, во время которой и католический иерарх продемонстрировал всевозможную лояльность к правителю и вообще властям, и глава государства не поскупился на соответствующие комплименты, Тадеуш Кондрусевич не сомневался даже, что разрешение на встречу с учащимися военной академии, конечно, получит. Но не тут-то было. Смекнув, наконец, как далека риторика белорусского правителя от реальных дел, он теперь аналогичных попыток больше не делает.

Ну и, наконец, посещения президентом праздничных пасхальных и рождественских служб. Это мероприятие проводится только и исключительно в православном соборе. Бывает, что и католический митрополит удостаивается личных поздравлений, но именно личных. В лучшем случае президент соблаговолит осмотреть пустующий собор. Что ж, выступления с амвона православного собора, наполненного верующими, и экскурсии в пустующий католический храм - вполне в духе преамбулы вышеупомянутого закона, где признается роль православия "для народа", а католичества – только "на территории".

Людмила Суходольская,
для "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования