Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Рогожский Ревсовет. «Первомайский» Совет Московской митрополии Русской Православной Старообрядческой Церкви принял революционные решения, направленные на «сближение» с РПЦ МП


Очередное заседание Совета Московской митрополии Русской Православной Старообрядческой Церкви (РПСЦ), как сообщили СМИ (в большинстве случаев – с иронией), прошло 30 апреля и 1 мая в зале заседаний митрополии – то есть в бывшей гробной часовне, что в московской Рогожской слободе. Помимо Митрополита Московского и всея Руси Корнилия (Титова), в работе Совета приняли участие архиепископ Киевский и всея Украины Саватий (Козко), епископ Новосибирский и всея Сибири Силуян (Килин), епископ Кишиневский и всея Молдавии Евмений (Михеев) и епископ Донской и Кавказский Зосима (Еремеев), икономы и благочинные епархий, приглашенные священнослужители и миряне.

Обыкновенно, насколько можно судить, заседания Совета митрополии - этого своего рода старообрядческого аналога Синода РПЦ МП - проходят вяло и протокольно. Да и деяния их обычно не содержат сенсаций. На сей раз, судя по публикациям, все было гораздо интереснее.

Почему мы назвали Совет митрополии РПСЦ "своего рода" аналогом Синода РПЦ МП? В отличие от Синода, этот Совет не ведёт Журналов своих заседаний, круг их участников не всегда одинаков, да и вообще не вполне определён, решения его необязательны для Митрополита, да, впрочем, и для остальных участников. Как правило, "политику партии и правительства" в РПСЦ определяет весьма узкий круг советников и близких людей Митрополита, а Совет митрополии призван эту политику как бы легитимизировать, более или менее внятно излагая в виде постановлений и инструкций.

Кто же составляет тот самый круг советников и близких людей? Попробуем расположить их имена в порядке убывания влияния и "могущества". Первым, очевидно, необходимо назвать благочинного Московской области и настоятеля храма РПСЦ в г. Орехово-Зуево протоиерея Леонтия Пименова. Считается, что он "воспитал" нынешнего Митрополита РПСЦ и, в частности, привил ему почтение к РПЦ МП. Будущий владыка Корнилий, житель Орехово-Зуева, стал приходить к вере в начале 90-х, и о. Леонтий, естественным образом, стал его духовным отцом. К концу 90-х о. Леонтий привел тогда еще Константина Титова к диаконскому служению, а епископское служение будущего Митрополита исчислялось буквально считанными месяцами (священнического же не было вовсе). Протоиерей Леонтий известен и как друг секретаря комиссии по старообрядным приходам и взаимоотношениям со старообрядцами при ОВЦС МП священника Иоанна Миролюбова, бывшего поморского наставника.

Вторым из числа советников Митрополита Корнилия назовем чтеца Виктора Мосейчука - молодого человека, референта Митрополита. Далее идут священник Сергий Лесуренко, настоятель храма РПСЦ на Остоженке в Москве, уже упоминавшийся священник РПЦ МП Иоанн Миролюбов, иерей Александр Панкратов, настоятель храма РПСЦ в Великом Новгороде, протодиакон Покровского кафедрального собора РПСЦ в Москве Виктор Савельев, непризнанный поэт-патриот Виктор Гончар (он же Юриков, он же Рюриков), неоднократно гостивший в Орехово-Зуево у Митрополита и о. Леонтия. Далее чаще всего называют имена Александра Антонова, руководителя Информационно-издательского отдела РПСЦ, игумена Кирилла (Сахарова), настоятеля московского храма РПЦ МП во имя св. Николы на Берсеневке, протоиерея Валерия Шабашова, настоятеля храма РПСЦ в Верещагино Пермской области.

Теперь, ознакомившись с этим списком, можно перейти к анализу собственно постановлений Совета, так или иначе подготовленных или вдохновленных этими людьми. Например, постановление № 5 – о "работе над редакцией чина отречения". Здесь для недоумевающего читателя необходимо пояснить: в православной литургической традиции принято, что если человек и сподобился так называемого "православного образа крещения" (то есть, непременно, в три погружения и во Имя Троицы), находясь "в ереси или расколе", то он может (хотя, в принципе, и это икономия, снисхождение) быть принят не через перекрещивание, но через отречение от прежней ереси. Причём чины подобных отречений существуют в православии издревле и содержатся, например, в Большом потребнике (требнике). Так, например, переходя от монофизитов к православным, переходящий должен отречься от "ереси армен и яковит". На нынешнем заседании Совета речь шла о том, что чин отречения от "никониянской ереси" как таковой вовсе даже не нужен - в частности, это мнение было поддержано протоиереями Валерием Шабашовым и Геннадием Четверговым, а отчасти и Леонтием Пименовым. Последний, впрочем, был "только" против "проклятий", содержащихся в чине, но поскольку "проклятия", как правило, и составляют большую часть практически всех чинов отречений, то можно считать, оказался против и он. Естественно, это решение стало революционным событием в истории РПСЦ. Чины отречения от "никониянства" стали появляться вскоре после раскола и были обобщены и сведены в один в конце ХIХ в. св. Арсением, епископом Уральским, в прошлом году прославленным в лике святых РПСЦ.

Далее в постановлении Совета говорится: "Признать возможность индивидуального подхода к применению чина отречения от ереси, по рассуждению иереев, совершающих чиноприем". Иными словами, если новшество с отменой чиноприема (или "только" проклятий) среди паствы будет вызывать смущение, можно с этим и не торопиться. Действовать надо по обстоятельствам.

Постановление № 6 звучит для старообрядческого уха вызывающе уже одним названием: "О неповторении чина оглашения для приходящих из РПЦ после поливательного крещения". В тексте постановления говорится: "Вынести на Освященный Собор вопрос о возможности признания оглашенными приходящих из РПЦ после поливательного крещения". До сего дня практически все староверы, любых согласий, не исключая и белокриницких, и почти все единоверцы, за исключением активистов так называемого "прусского", миссионерского единоверия, считали обливанцев людьми, вполне не крещеными. Напомним, что оглашенный является не вполне чуждым Церкви человеком, а кандидатом в её верные чада. Оглашение - своего рода испытательный срок, кандидатский стаж, и во время него человек стоит на пороге Церкви. Таким образом, РПСЦ признает ранее не считавшихся Ею крещеными "никониан" и "латын" в качестве новоначальных членов Церкви, стоящих на Ее пороге. А как же те члены РПЦ МП, которые были крещены погружательно? Ответ очевиден, но у членов Совета пока (?) не хватило духа открыто признать их находящимися в Церкви Христовой. Не все же сразу.

Что же подтолкнуло "отцов Совета" к этой реформе? Ещё с конца ХХ в. в РПСЦ распространяется учение о принадлежности так называемых "никониан", то есть новообрядцев, к православной вере. Но, согласно православной святоотеческой традиции, православная вера является главным признаком Церкви и Ее исключительной принадлежностью. Таким образом, нельзя не признать, что тот, кто православен, тот и церковен. Если новообрядцы православны, то значит они и церковны. А если православны и церковны, то зачем же тогда им отрекаться от православной веры и Церкви? Какие уж тут чины!

Закономерным продолжением этой, "теоретической", части постановлений Совета митрополии РПСЦ служит их "практическая" часть. Постановление № 9: "Принять к сведению сообщения благочинного приходов Подмосковья протоиерея Леонтия Пименова и эконома Московской епархии иерея Алексия Михеева о самоликвидации общины в с. Алешино в связи с перераспределением прихожан по ближайшим приходам". Так "тактично" была обозначена сдача старообрядческой Церковью церковного здания одной из своих, теперь уже бывших, общин РПЦ МП, в связи с претензией этой конфессии на означенное здание. Возможно, здесь обыгрывался сценарий "безболезненной" сдачи РПЦ МП других, то есть – всех остальных, церковных зданий РПСЦ? Интересно, что в Калужской области, например в Медыни и Малоярославце, РПЦ МП захватила уже несколько зданий, некогда принадлежавших белокриницким общинам с ведома и разрешения… руководства РПСЦ.

В заключение приведем еще одну цитату, на сей раз не из постановлений Совета Московской митрополии РПСЦ, но так же многозначительную и, главное, объясняющую все эти постановления и вообще, всё то, что происходит в РПСЦ.

"Предстоятель Русской Православной Церкви Патриарх Кирилл не откажется от идеи реинтеграции со старообрядческими общинами (церквями). Такое предположение высказал в Киеве во время пресс-конференции глава Отдела внешних церковных связей Украинской православной церкви архимандрит Кирилл на вопрос о том, что процесс сближения со старообрядцами несколько затих в последние годы.

"Сейчас, став Патриархом, он получил дополнительные рычаги для очень осторожной, чтобы не навредить старообрядческим общинам, реинтеграции их в пространство РПЦ",- сказал глава Отдела внешних церковных связей Украинской православной церкви архимандрит Кирилл. Он напомнил журналистам, что в соответствии с решениями Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2004 г. при Отделе внешних церковных связей была создана Комиссия по делам старообрядных приходов и взаимодействию со старообрядчеством, председателем которой тогда являлся будущий Патриарх РПЦ, митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. Секретарем комиссии по взаимодействию со старообрядчеством стал бывший наставник Рижской Гребенщиковской общины старообрядцев поморского согласия Иоанн Миролюбов".

Кстати, 3 мая, то есть через день после окончания заседания Совета митрополии, о. Иоанн Миролюбов не замедлил лично явиться на Рогожское кладбище, попозировать с о. Леонтием Пименовым перед публикой и поздравить его и Митрополита с успешным окончанием мероприятия, вынести благодарность. И действительно, в данном случае есть за что!

Наверное, практически все наблюдатели согласны, что нынешние духовные лидеры РПСЦ твердо взяли курс на преодоление "многовекового раскола", из-за чего нынешняя ситуация в этой Церкви, от которой уже начали откалываться небольшие пока "осколки", напоминает ситуацию в Киевской митрополии накануне Брестской унии 1596 г. Интересно, принесут ли упомянутые духовные лидеры, хотя бы келейно, покаяние за "раскол" перед так называемой Матерью-Церковью? Судя по настроениям нынешнего Совета Московской митрополии, нельзя и этого исключать. Тем более, что явный комплекс неполноценности по отношению к "старшими братьями" из государственной Церкви отравляет жизнь многим из них...

Артём Русланов,

для "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования