Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Предложение президента. Слова Александра Лукашенко о встрече Папы и Патриарха делом не станут, но высветят узкие места религиозно-внешнеполитических проблем бывшего СССР


Президент Беларуси Александр Лукашенко встретился с Папой Римским Бенедиктом XVI и пригласил его в Беларусь для встречи с предстоятелем крупнейшей по количеству последователей православной Церкви мира - Патриархом Московским и всея Руси Кириллом. Эта встреча, думается, оказалась эффективной только с точки зрения пиар-поддержки сегодняшнего курса белорусского президента на сближение с Евросоюзом. Кстати, совсем скоро пройдет и другая значимая акция подобного рода: Лукашенко приглашен 7 мая на саммит "восточного партнерства", где будут обсуждаться вопросы сотрудничества и взаимопомощи ЕС и шести бывших советских республик.

Думается, однако, что слишком далеко в своем "европейском прорыве" белорусский "батька" не уйдет. Как прагматичный политик, он прекрасно понимает, что стране, географически, исторически и экономически теснейшим образом связанной с Европой, сегодня просто невозможно стоять в одном ряду с государствами типа Мьянмы или Северной Кореи. Поэтому европейская эволюция белорусского режима вполне реальна, но в пределах, далеко не уходящих от трубы с дешевыми для этой страны российскими углеводородами.

Повторим еще раз – с точки зрения знаковости события, встреча с Папой и предложение саммита РПЦ МП и Католической Церкви очень даже удачны. Всем продемонстрировано на очень понятном уровне, что Беларусь с Европой! И особенно удачно это выглядит на фоне амбивалентной внешней политики России, которая сегодня с Европой, завтра с исламским миром, а послезавтра сама по себе.

Вот только воплотиться в жизнь инициативе встречи Папа Бенедикт-Патриарх Кирилл явно не суждено, и это четко дал понять ответственный сотрудник ОВЦС МП протоиерей Антоний Ильин. По одной простой причине – слишком уж запутанный узел проблем во всех смыслах накручен в отношениях между Католической Церковью и РПЦ МП на просторах восточноевропейской равнины, пока что не позволяющий провести не только межцерковный саммит, но даже начать постоянный систематический диалог.

Вот уже двадцать лет Московская патриархия активно и последовательно упрекает Рим в миссионерской и прозелитической деятельности на своей "канонической территории". Неприкосновенность этой "канонической территории" – принципиальная позиция РПЦ МП, выработанная, кстати, нынешним Патриархом в его бытность шефом церковной дипломатии. Поскольку Республика Беларусь, в отличие от многих других регионов бывшего Союза, во всех смыслах – и географическом, и культурно-экклезиологическом – представляет собой "каноническую территорию" РПЦ МП, то согласие на такую встречу будет означать, что Данилов монастырь поступается одним из своих главных принципов. Ведь тогда церковная Москва должна будет прямо и четко ответить на вопрос: признает ли она законным создание еще в 1991 году на своей "канонической территории", в Беларуси, полноценной структуры Католической Церкви в виде Минско-Могилевского архидиоцеза, и допускает ли возможным приезд туда римского первосвященника. При том что на территории России создание таких же структур в 2002 году было крайне негативно воспринято РПЦ МП. То есть Московский патриархат попадает в ловушку собственных двойных стандартов, в которую его привело стремление упорно и прямолинейно держаться за такой противоречивый принцип как "каноническая территория".

Возникший в эпоху христианской империи как определяющий географические границы церковной юрисдикции на уровне епархий и государств, принцип "канонической территории" на современном этапе был изначально обречен стать неработающим, в силу того, что перемещения и контакты носителей различных культур и религий вышли на качественно иной уровень, чем были тогда, когда формировались каноны и вИдение межцерковных взаимоотношений в Русской Церкви. Все смешалось на планете Земля (Россия, напомню, находится на этой планете), и сегодня в России имеются сотни тысяч католиков, причем – не заезжих иностранцев, а своих природных россиян. Россия в этом смысле может считаться не в меньшей степени "канонической территорией" Католической Церкви, чем Израиль, в котором проживают тысячи последователей РПЦ МП, - "канонической территорией" последней. Перейдя в наши дни из плоскости географической в плоскость в большей мере социально-культурную, понятие "каноническая территория" по определению больше не может и не должно использоваться в тех отношениях, которые сложились у Католической Церкви и РПЦ МП.

Вышеупомянутый чиновник ОВЦС МП о. Антоний Ильин заявил, что встреча между Папой и Патриархом возможна только как финальный аккорд межцерковного диалога. Но о чем вести такой диалог? Очевидно, по важным и животрепещущим вопросам прозелитизма и унии, ибо только их решение обеспечит диалог и просто нормальные отношения между двумя Церквами. Но позвольте, по этому вопросу более чем достаточно высказано обеими Церквами на протяжении 90-х годов. Католическая Церковь еще в Баламанде в июне 1993 года зафиксировала свою позицию по вопросу унии. Уния, по ее мнению, более не может использоваться как форма церковного единства при том что сохраняется статус-кво существующих католических Церквей восточного обряда. Православные Церкви тогда не признали Баламандское соглашение, но в одном из относительно недавних интервью нынешний Патриарх Кирилл признал право Украинской Униатской Церкви на существование. Остается вопрос о прозелитизме и "канонической территории". Католическая Церковь уже высказалась по этому вопросу, указав, что кроме историко-культурной традиции есть еще и личный выбор человека. В православных кругах с этим тоже неофициально вроде соглашаются, хотя, по-прежнему, продолжают опираться на странный языческий принцип, что любой русский – обязательно православный. Для полноценного диалога сегодня нужен на высшем уровне если и не полный отказ от принципа прозелитизма на "канонической территории", то кардинальный компромисс по этому вопросу. Предложение же вести дальнейший диалог и завершить его встречей Папы и Патриарха в сегодняшних условиях означает не диалог, а очередную серию протокольных, ни к чему не ведущих встреч.

Итак, шансов на то, что Московский патриархат наступит на горло собственной песне о "канонической территории", практически нет. Но это будет означать и невозможность диалога с католиками, о котором Патриарх Кирилл много и хорошо говорил, в том числе и после своего избрания на престол. Впрочем, есть шансы на другое – что после такой знаковой встречи с Папой белорусский "батька" перестанет у себя "кошмарить" Католическую Церковь, в частности, по проблеме миссионерства и зарубежных священников. И то прок…

Валерий Емельянов,
для "Портала-
Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования