На заметно усохшей территории одной шестой части суши, где мучительно, но верно угасают намерения по воплощению тоталитарных идей, чудеса социального экспериментаторства все еще продолжаются. На сей раз разговор о том, как все более настойчивые поползновения Московской патриархии обрести контроль над самыми разными сторонами светской жизни приближают РФ к торжеству настоящего государственного клерикализма. У светского государства формируется что-то вроде известного "стокгольмского синдрома", когда власть, в результате безграмотной политики, способствующей лишь разворовыванию общенародной собственности, оказалась в заложниках у единственной структуры, вызывающей по инерции какое-то общественное доверие – у Русской Православной Церкви Московского патриархата. В отсутствие каких-либо иных способов продлить в условиях острого кризиса существование режима, установившегося в начале 2000-х годов, его лидеры оказались вынуждены обратить взоры к последней соломинке – традиционной самоидентификации бывших советских граждан как "русских православных". Доверие высших представителей власти клерикалам, которые, как и все предыдущие узурпаторы, обещают теперь укрепление российской государственности за счет передачи всевозможных рычагов влияния в их руки, вполне объяснимо. Наивной в своих убеждениях народной массе представляется, что кремлевские и прочие "небожители" должны заведомо быть несравненно более умными, грамотными и мудрыми. Тогда как там – то же самое, что и у простых людей, плюс еще грандиозное развращение властью и круговая порука соучастия в групповом преступлении. Однако власть имущие имеют столь же смутное и суеверное представление о религии и церковной организации и в опасные моменты так же надеются на чудо, которое спасет их, ликвидировав все проблемы одним махом. Единственное существенное отличие в том, что одни правят, а другие пока подчиняются. Посему, когда Московская патриархия – да еще и во главе с "современным Патриархом-менеджером", - дает понять, что для укрепления государственности, оздоровления нации, прекращения кризиса и прочих признаков установления "царствия небесного на земле" ей требуется то, чем распоряжаются персонажи во власти, то те с удовольствием начинают делиться. Тем более, что передать в собственность РПЦ МП объекты культурного наследия народов России, народную недвижимость и землю для них то же самое, что для нас переписать квартиру на близкого родственника или оформить детям генеральную доверенность на авто. Вот и готовит Минэкономразвития предложение передать в собственность последней надежде власти имущество, находящееся и без того в ее бессрочном безвозмездном пользовании. Хотя и вольна власть распоряжаться государственным достоянием, но ее действия регламентируются законом, который в данном случае желательно обойти. Поэтому власти приходится лукавить, объясняя свои действия не произволом, а "возвратом церковного имущества, изъятого после Октябрьской революции". О том же, что это имущество изымалось не у Церкви, которая им не владела, а у Государства Российского, наследником коего скрепя сердце признали-таки когда-то РСФСР, имущество которой наследует нынешняя Российская Федерация, власть умалчивает. То есть, на глазах у всего честного народа власть отчуждает принадлежащее ему и находящееся в ведении государства имущество в пользу отделенной от государства религиозной организации. Фактически, в пользу частной корпорации – то есть группы частных лиц, которые отличаются от известных всем "дерипасок", "потаниных" и "абрамовичей" наличием бород (иногда даже и не настоящих) и ряс. Итак, после ограбления населения с помощью "приватизации", дефолта 1998 года, исчезновения немыслимых доходов от торговли нефтью в период высоких на нее цен, странностей неконтролируемого теперь Россией ее "стабилизационного фонда" и сентября 2008 года, когда стало ясно, что причиной тяжких перспектив кризиса в России является политика Путина, передавшего власть очередному ставленнику, - после всего этого готовится передача остатков народного достояния новому олигарху. Параллельно, кроме земли, недвижимости и культурных ценностей, коллективный олигарх получит от власти и… ее "рычаги". Потому что так же в открытую, как народное добро, под контроль Московской патриархии перекачиваются наука, в которой уже существует клерикальное лобби, и образование, в системе которого де факто обучают одному из этнических вариантов религии – "российскому православию". Когда советник комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций Степан Медведко говорит, что "храм должен использоваться по прямому назначению, а не быть мясокомбинатом", он абсолютно прав. Из того же исходила власть в 1993 году, когда появился указ президента Ельцина "О передаче религиозным организациям культовых зданий и иного имущества", что беспрепятственно исполнялось посредством передачи культовых зданий и имущества в безвозмездное и бессрочное пользование. Но тогда не только власть, но и все население страны считало, что храмы и монастыри передаются Церкви, а не корпоративному олигарху. Правда становится все понятней со временем, но, конечно же, далеко не всем. Не понимают того, как видно, и наши нынешние "цари". Иначе никакая власть без "принудительного благословения" на то со стороны своего идеологического партнера на подобное бы никак не пошла. Смешной и мелкий пример того, как монахи выгоняли с Валаама некоего А., который ратовал когда-то за возрождение монастыря, а затем устраивал там первых чернецов, иллюстрирует главный стратегический принцип церковно-государственной корпорации в действии: войти, занять, отобрать. Практически любая инициатива РПЦ МП укладывается в эти простые, как дважды два, рамки: с Ипатьевским музеем, а теперь Рязанским кремлем; с бывшей 4-й Градской больницей, а теперь Историко-архивным институтом; с экспонатами Гохрана, а теперь, похоже, и с Троицей Рублева; с фактически внедренным религиозным обучением в светских школах, а теперь и с продавленным признанием богословов членами научного сообщества, и т.п. Причем, осуществляется это достаточно грамотно – как-никак, сказывается и громадный исторический опыт спайки религиозной организации с властью, и этап "повышения квалификации" в период социалистического строительства в СССР. Сравнимых по своей масштабности успехов добивались немногие – Генри Форд, Билл Гейтс и, может быть, Михаил Ходорковский. Но то – своим трудом, а здесь – трудами внешних. Что лишний раз подчеркивает справедливость и своевременность обращения этой организации, как и полагается в эпоху беспредела, к жесткому менеджменту. И это правильно! Смущает лишь одно: при чем здесь Церковь? При чем вера? При чем Христос? Но время идет... Так что такой вопрос тоже, может быть, скоро будет неуместен: окажется ни к чему – избавятся. Если, конечно, до того Он Сам из Храма не выгонит… Михаил Ситников, для "Портала-Credo.Ru" |