Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Закатан в асфальт. Министр образования РФ покорился Патриарху Кириллу, оставив тщетные попытки не допустить клерикализации российских школ и вузов


Патриарх Московский и всея Руси РПЦ МП Кирилл (Гундяев) добился важных уступок от министра образования и науки РФ Андрея Фурсенко, ранее в течение ряда лет сопротивлявшегося по мере сил попыткам клерикализации светского образования в школах и вузах России. Первые Международные Рождественские образовательные чтения при патриаршестве Кирилла проходят в свойственной этому церковному топ-менеджеру манере: быстро и конкретно. В недалеком будущем мероприятие, имевшее сомнительную репутацию неофициального "Поместного Собора" РПЦ МП и использовавшееся митрополитом Климентом для усиления своих позиций в церковном руководстве, и вовсе может быть отменено за ненадобностью. Пока же новый триумф Патриарха Кирилла – министр-антиклерикал, многократно освистанный на прошлых чтениях, теперь всячески демонстрирует лояльность новому руководству РПЦ МП, которое кажется ему неотделимым от руководства государства.

Очередной успех Патриарха Кирилла, в общем-то, не удивителен и не случаен. Его клакеры - иеромонах Никон (Белавинец), диакон Андрей Кураев, Кирилл Фролов, Аркадий Малер и другие - как раз и настаивали на том, что Патриарху Кириллу "альтернативы нет" и быть не может, потому что он способен вести наступательную борьбу за все новые и новые высоты и привилегии для РПЦ МП.

Теперь в России - одни с уважением, а другие с ужасом, - называют нового Патриарха "бульдозером". Бульдозер на то и бульдозер, чтобы не претыкаться на пути с препятствиями, даже в виде министров и прочего подневольного чиновничества. И один из делегатов состоявшегося недавно совсем Поместного Собора РПЦ МП, видно, не случайно, наблюдая происходящее в ХХС, назвал Кирилла "асфальтоукладчиком" - тоже, в принципе, серьёзная машина, призванная давлением выровнять неровную поверхность. Не случайно также лидер "евразийцев" Александр Дугин сравнил Патриарха Кирилла с Патриархом Никоном - как известно, весьма склонным не только к внешней активности и дерзким, подчас рискованным, прожектам, но и абсолютно уверенным в своей правоте и не терпящим возражений "князем Церкви". По мнению Дугина, с патриаршеством Кирилла начинается "новый эон" не только в истории РПЦ МП, но и, возможно, страны в целом. Очевидно, что этот Патриарх не из тех людей, которые привыкли останавливаться на достигнутом. Скорее, он из тех, кто не привык…

Так что и его усилия, и относительный их успех нам не удивительны.

Но как отнестись к этому успеху нового Патриарха? Скажем прямо, мы не против того, чтобы любой способный к среднему образованию школьник имел хотя бы некий минимум знаний и о религиях, в том числе о родных для своей страны. Но важно не только, что преподают, но и как, и кто… Совершенно очевидно, что РПЦ МП стремится к своего рода идеологической монополии, в том числе и в системе государственного образования. Религия - в том варианте, в котором ее настойчиво внедряет РПЦ МП, - из "частного дела граждан" постепенно превращается в псевдоимперскую, почти официальную идеологию. Почему псевдоимперскую? Очень просто: классического типа империя (дальневосточный Китай с его колоссальной способностью и традицией ассимиляции и другие не характерные для нас примеры мы не рассматриваем) стремится объединить под своей державой или влиянием разные народы и национальности, нередко придерживающиеся самых разных вероисповеданий, говорящих на разных языках. Раз уж мода такая, возьмём "византийский урок": такова была Римская империя, пока греческий язык и обязательное православие с абсолютным доминированием греческого и армянского национальных элементов не вытеснили из неё как семитский, с Египтом и Сирией, так и латинский, с Римом и Равенной, Иллирией и Апулией, а затем и славянский компоненты, составляющие "сложное единство" Византийского содружества наций. Поздняя Византия всё больше превращалась из собственно империи в греческое национальное государство, соответственно, всё более умаляясь территориально. Угнетенные народы индейской Мексиканской империи сразу по приходе Кортеса поспешили предать ацтеков с их чуждой им и жестокой религией. Российской империи императора Александра I Благословенного, где могли легко сделать карьеру римо-католики князь Чарторыйский, граф Огинский, какой-нибудь французский иммигрант и едва скрывавший свою старую веру и ставший графом казак Матвей Платов, оказалось по силам разгромить практически всеевропейскую Великую армию Наполеона Бонапарта. А император Николай I,загнавший в 1839 году белорусских униатов во главе с их иерархией и митрополитом Семашкой в казённое православие, обрушивший на миллионы верноподанных староверов дикие гонения, взорвавший "святую гору" марийцев, приверженцев национальной религии Марий-юмыйула, с позором проиграл европейской, причём поскромней наполеоновской, коалиции Восточную (Крымскую) войну. Поэтому навязывание РПЦ МП в качестве полуофициальной госконфессии современной вовсе не моноконфессиональной и даже не поликонфессиональной, а, по сути, внеконфессиональной России можно вполне считать политикой антиимперской и направленной на подрыв единства и РФ, и, тем паче, СНГ.

Теперь на миг представим, что образование вполне клерикализовано. Права каких религиозных конфессий при этом ущемлены? Только ли пресловутых "деструктивных сект" и "заезжих миссинеров"? Нет, среди них обнаруживается и масса вполне традиционных и весьма древних, вроде зороастризма (парсизма), той же чи-мари (Марий юмыйула), старообрядцев-поповцев, часовенных, беспоповцев и даже, возможно единоверцев, меннонитов, бурханистов, адептов религии вайшнавов, исмаилитов (таджики-памирцы) и т.д.

Обратимся далее к еще свежим воспоминаниям о предшествующей идеологии: марксистско-ленинской. Примечательно, что в советской школе не было учебника, отдельно посвященного "научному коммунизму" или теории марксизма-ленинизма. Всё это, "истмат" и "диамат", историю КПСС и теорию марксизма-ленинизма, изучали уже в вузах. В школах был учебник по обществоведению, но, помимо фрагментов из теории марксизма-ленинизма, там были полезные элементы общественных наук – например, теории государства и права, социологии, этики… Учебник новейшей истории, хоть и в немалом объеме излагал историю партии, но в связи с историей вообще. В наше время есть почин и претензия со стороны Московской патриархии догнать и перегнать поздние СССР и КПСС, навязав идеологический учебник и средней школе, а не только вузам. Между прочим, как синодально-имперский, так и советский строй рухнули в России во многом потому, что их выхолощенная идеология "втемяшивалась" населению уж слишком принудительно...

Допустим, знакомство с религией будет происходить в школе всё-таки в рамках религиоведческой дисциплины. Но есть ли кадры, многие тысячи новых учителей с дипломами историков религий, религиоведов, или же их будут заменять многочисленные "православные активисты" и миссионеры? Судя по всему, последнее не только не исключается, но иным и весьма желательно.

Теперь насчёт "бульдозера". Конечно, никто не спорит, что целеустремленность, настойчивость в стремлении к результату и умение преодолевать политические препятствия качества ценные. Правда, перед нашим мысленным взором встает образ другого Бульдозера - как прозвали полулегендарного израильского генерала, победителя арабов Ариэля Шарона, ставшего премьером. Он действительно двигался к поставленным целям как бульдозер, да только сейчас уже не двигается - прикован намертво к больничной койке. Он поставил перед собой и народом благородную задачу: "разрулить" отношения еврейского и арабского народов Израиля и Палестины и двигался по этому пути с присущим ему исключительным упорством, не останавливаясь даже и перед насильственным выселением переселенцев, но "сгорел на работе", сломался... Знать, и бульдозеры могут ломаться и, бывает, выходят из строя.

Мы желаем Патриарху РПЦ МП доброго здоровья, но непосильные задачи, точнее - попытки выполнения непосильных задач, могут вывести любого, даже с железными здоровьем и волей, как у Шарона, человека из строя - человек может надорваться.

Задача клерикализации светского (мирского) общества, безусловно, непосильная задача, приведшая к краху Патриарха Никона и жесткому господству государства над патриархией, а затем и к её упразднению.

Патриарх Кирилл имеет репутацию человека неглупого. Поживём – увидим...

Иван Корнилов,
для "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования