Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Рождественские чтения: «Православный парламент» или «Поместный собор учителей»?


Первые международные Рождественские образовательные чтения, прошедшие в 1993 году, представляли собой небольшую конференцию православных педагогов Москвы. Но организаторы той почти легендарной уже конференции игумен Иоанн (Экономцев) и монах Киприан (Ященко) не стали останавливаться на достигнутом.

Катехизация общества, на которую изначально ориентировались чтения, не ограничивалась рядовыми мирянами, но предполагала и приобщение к Православию высокопоставленной светской элиты. Исполнение этой миссии Патриарх Алексий II возложил на своего давнего друга, бывшего дипломата игумена Иоанна (Игоря Николаевича Экономцева), сохранившего связи с "высшим светом".

Другая миссия, которую прочило священноначалие "Рождественским чтениям", - это попытка взять инициативы церковных "низов" разных идейных толков под свой хотя бы частичный контроль. Игумен Иоанн в отчетах о проведении первых чтений всегда информировал Патриарха о том, в какую сторону идут процессы "низовой активности".

Учтя опыт первых "пилотных" чтений, их инициаторы на следующий год смогли уже организовать чтения с большим размахом. В 1994 году на них присутствовало уже свыше 1000 человек. С этого момента постоянными участниками чтений стали министр образования РФ, руководители Российской академии образования, Московского комитета образования. В соучредители чтений достаточно быстро "записались" многие государственные структуры.

Место открытия чтений также становилось все более значимым, пропорционально росту этого форума. МГУ имени М.В. Ломоносова – Парламентский центр Совета Федерации – Московская мэрия. И, наконец, в 2000 году чтения "оккупировали" Государственный Кремлевский дворец; с тех пор Кремль стал традиционным местом их открытия. Даже храм Христа Спасителя, конференц-зал которого является желанным местом для многих церковно-общественных форумов, не смог удовлетворить запросы чтений, - его стали использовать лишь на 2-й и 3-й день, да еще в день закрытия.

Билеты на Рождественские чтения с каждым годом становится все труднее доставать. И сегодня они выступают в качестве "свободно конвертируемой валюты" (СКВ) в российском церковно-общественном гиперпространстве. Приглашение на чтения – сегодня лучшее "cadeau" для "нужного человека", способ "расплатиться" за оказанную услугу, облегчить или вообще получить зачет в каком-либо православном учебном заведении России или СНГ.

Нужно сказать, что в настоящее время структура чтений далеко неоднородна, включает уже более 50 конференций, секций, которые могут, в свою очередь, подразделяться на еще более мелкие подсекции и круглые столы. Чтения по структуре напоминают Госдарственную думу с ее комитетами, подкомитетами и комиссиями – то есть выступают в роли "православного парламента".

Аналогия становится еще более правдоподобного оттого, что и решения этого "парламента" далеко не всегда принимаются "церковным правительством" и "президентом". Многие итоговые документы, "Обращения к Президенту страны", "Обращения в Государственную Думу", попадая на стол главным организаторам чтений, тщательно "фильтруются" ‑ и далеко не все "доплывают" до места назначения.

Тематика чтений, быстро выйдя за рамки сферы образования, претерпела за их 11-летнюю историю определенную трансформацию. На разных чтений под ракурсом образования стала рассматриваться та или иная доминирующая тема: противостояние инославной экспансии, 1000-летие русской школы. После принятия Закона "О свободе совести и о религиозных объединениях", VI чтения взяли на себя апологетическую роль защиты Закона, заявив о "церковно-государственных отношениях" как о своей идейной доминанте.

Тематика чтений расширялась, включались все новые направления - в какой-то момент чтения чуть было не охватили вообще весь спектр вопросов, с которыми соприкасается Церковь, и стали своего рода универсальным "Мегафорумом", научным центром, рассматривающим "все" и "вся". Чтения стали подвергаться критике за отход от своей изначальной проблематики – православного образования и катехизации. Поэтому в итоге "Мегафоруму" пришлось несколько "сбавить пыл" ‑ и сегодня из 75 секций 25 посвящено непосредственно образованию и просвещению, а основной целью нынешних чтений является поддержка введения "Основ православной культуры" в светскую систему образования.

Нужно сказать, что Рождественские чтения – чуть ли не единственный церковно-общественный форум, на котором происходят открытые "полемические перестрелки". Так, в свое время Патриарху пришлось полемизировать с Солженициным и одним из министров образования РФ Кинелевым, ректору Православного Свято-Тихоновского богословского института прот. Владимиру (Воробьеву) - с организатором чтений архимандритом Иоанном (Экономцевым).

Бывали и просто конфликтные выпады, не характерные для поведения внешне благостной православной общественности. Председатель Общества "Радонеж" Евгений Никифоров, поздравляя Синодальный Отдел религиозного образования с его 10-летием, решил уличить его председателя, организатора чтений архимандрита Иоанна (Экономцева) в "провале" православного образования. А бывший декан экологического факультета Российского православного института имени ап. Иоана Богослова Анатолий Курносов на том же юбилее разразился речью по поводу засилья в российском правительстве лиц нерусской национальности. Реакция последовала незамедлительно, о. Иоанну была прислана депеша от Антидиффомационной лиги и Анатолий Курносов перестал утруждать себя "деканством". Наконец, известный миссионер священник Олег Стеняев был обвинен "коллегами" по службе, приехавшими на чтения, в сговоре с сектантами.

Можно сказать, чтения волей неволей становятся "суррогатом" общецерковного собора, который РПЦ МП категорически не желает проводить. Недаром ныне покойный епископ Сергий (Соколов) назвал чтения Поместным собором, а "НГ-религии" обозначили их как "Поместный собор учителей".


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования