Юг России залит водой. Число погибших — около 80 человек . Число пострадавших — сотни тысяч.По данным на утро четверга, в результате стихии в Ставропольском крае погибли 46 человек, в Краснодарском крае - 16, в Карачаево-Черкесии - 10, в Северной Осетии - 4 и в Кабардино-Балкарии - 1. Из затопленных населенных пунктов были эвакуированы 87 639 человек. 31 161 человек вернулся к местам постоянного проживания. Установлено, что понесли ущерб от наводнения почти 301 тыс. человек. Материальный ущерб от стихийного бедствия, нанесенный жителям и хозяйству региона, оценивается почти в 16 млрд рублей. От наводнения пострадало 246 населенных пунктов. Разрушены 5 558 жилых домов, 37 247 повреждены. Подтоплено 46 777 жилых зданий и 695 объектов жилищно-коммунального хозяйства. Разрушено 373,4 км газопроводов, 405 мостов, 2171,1 км автодорог, 21,3 км железнодорожного полотна, 1299,2 км ЛЭП, 389,2 км водопроводов и 121 водозабор. Нарушено энергоснабжение 154 населенных пунктов. Последствия достаточно катастрофичные, чтобы уже несколько дней оставаться в зоне первостепенного внимания общества и вынудить Президента к экстренной инспекционной поездке на юг России. В ходе поездки Путин достаточно резко отозвался о работе местных чиновников, что впрочем, неудивительно — "Если все было бы налажено заранее, можно было бы ущерб минимизировать, может быть, и жертв было бы меньше… Системы оповещения практически не было никакой". Как работают "на местах", да в большинстве случаев и в центре — никому объяснять не надо. Когда происходят катастрофы — всегда находится виноватый, но катастрофы продолжают происходить, сколько не "виновать" чиновников и стрелочников. Так зачем искать? Нет ли тут противоречия? Ведь, казалось бы, верующие люди, давно уже знают ответ — стихийные бедствия происходят Божиим попущением, для того, чтобы наказать людей за грехи, призвать их к покаянию, поставить их на ту грань, когда у "по природе христианки" — человеческой души, само по себе, от всего сердца, вырывается: "Господи помилуй". Катастрофа, как и война, — ситуации, в которых через разрушение и смерть, очищается человеческая душа страданием и ищет ответа на "последние вопросы". Так стоит ли вообще кого-то винить? Стоит. Необходимо наказывать преступников, карать агрессоров, сажать разгильдяев именно потому, что катастрофы — гнев Божий, и потому, что даже карающий Бог все равно не считается в христианской традиции виновником зла. Атеисты достаточно часто указывают на то, что страдают невинные, — совсем не те, кого следует покарать, а, иной, раз, и лучшие люди. Всех последователей Ивана Карамазова смущает вопрос — почему Бог допускает уходить от ответа виноватых и карает невиновных, почему Бог ради добра творит зло? Ответ веры на эти вопросы прост — не Бог "подстраивает" беду, не Бог убивает — беда заключена в исполненном греха человеческом существовании, в том, что все связи, все суставы разумного и неразумного, живого и неживого мира пронизаны смертью и разрушением. Катастрофы, уносящие жизни, и некомпетентность властей делающее катастрофы столь разрушительными — это результат того зла, которым пронизана жизнь и природы и человека изнутри, — "вся тварь мучается и стенает" — говорит Апостол Павел. Поэтому для христиан не Бог — виновник зла. Виновники зла всегда конкретные — от "древнего клеветника", до конкретных взяточников, воров и разгильдяев. "Зло само в себе зависит от нас таковы: неправда распутство, неразумие, робость, зависть, убийства, отравы, лживые дела, и все однородные с сими недостатки, которые, оскверняя душу, созданную по образу Сотворшего, обыкновенно помрачают ее красоту. Удержавшись от зла, могли бы мы не терпеть ничего бедственного. Но поелику уловлены сластолюбием в грех; то можем ли представить какое благовидное доказательство, что мы не сами для себя сделались виновниками горестей?" — говорил св. Василий Великий. Мы не только потому делаем себя виновниками своих горестей, что грешим "вообще", но и потому, что терпим вещи, которые ведут к нашей же земной погибели — те же воровство и халатность, которые в экстренный момент оборачиваются трагедией. Катастрофа, отражающаяся на всем обществе,вскрывает те язвы, которые существуют в общественном и, прежде всего, в государственном организме. В первую очередь в государственном потому, что государство существует для того, чтобы минимизировать для своих подданных последствия войн и стихийных бедствий, преступного разгула и беспорядков. И если оно не справляется с этим, то оно совершает и грех и преступление. Искать виновников стихийных бедствий — не нелепость и не кощунство, а необходимость. Егор Холмогоров. Портал-Кредо.Ру |