22 января под вечер мир облетела новость, которая имела все шансы стать первостепенной мировой сенсацией: "Папа Римский Иоанн Павел II может добровольно отказаться от части своих полномочий - во имя единства христианского мира". Согласно сообщениям информационных агентств: "22 января, в своем послании "Да всеедино будет" понтифик предложил "совместное размышление о роли епископа Рима, чтобы найти форму осуществления примата римского Понтифика в изменившихся условиях". Отсюда жуналисты делают вывод, что поскольку "до сих пор католики не хотели отказываться от постулата о главенстве папы Римского над всеми христианами, что категорически не устраивало протестантов и православных", то теперь, после выступления Папы "переговорам о воссоединении трех течений христианства может быть придан мощный толчок". Разумеется, Папа не собирался ни с кем делиться властью. Во-первых,никакого "послания" Папа 2 января не обнародовал. В своем выступлении на традиционной аудиенции в Ватиканском дворце, Папа, говоря о проблемах экуменического единства, напомнил о своей энциклике Ut Unum Sint (Да Будут Все Едино) от 25.05. 1995, в которой подробно рассматриваются вопросы экуменизма и, в частности, вопрос о примате Папы Римского, однако не со стороны отказа от этого примата, а со стороны утверждения его в формулировках, приемлемых для современности. В этой энциклике ничего нет об отказе от папского примата, напротив – есть стремление утвердить его в качестве незыблемого для католиков основания "экуменического диалога". В 97-м параграфе энциклики открытым текстом говорится: "Общение всех отдельных Церквей с Римской Церковью: необходимое условие единства. Как на практике, так и в официальных документах, Католическая Церковь утверждает, что общение отдельных Церквей с церковью Рима, а их епископов - с Римским епископом, представляет собой - в Божьем замысле - необходимое условие полного и зримого общения. Полное общение, высочайшее выражение которого на уровне таинств находится в евхаристии, должно зримо выражаться в служении, когда все епископы признают, что они едины во Христе, а все верные находят подтверждение своей веры. В первой части Деяний Апостолов Петр предстает как человек, говорящий от имени всех апостолов и служащий единству общения - при постоянном уважении к авторитету Иакова, главы Иерусалимской Церкви. Это предназначение Петра должно найти свое продолжение в Церкви, чтобы под ее единым Главой, Иисусом Христом, она могла зримо предстать в мире как общение всех Его учеников…". Ничего более далекого от желания "поделиться полномочиями" невозможно себе и представить. Напротив, речь идет об обязательности признания папского примата для достижения христианского единства. Безусловный "папизм" католиков, являясь жизненным центром этого направления Христианства, и сегодня остается незыблемым. И понтификат Иоанна Павла II только укрепил безусловность и жесткость этого папизма. Можно сказать, что Пнтифик сегодня куда более "непогрешим", нежели он был четверть века назад. "Главное — то Папа, но Папа-то — не главное" — таким экзотичным образом служивший в середине 1980-х годов в московском костеле Святого Людовика ксендз-поляк пытался довести до сознания молодых католиков ту мысль, что в Католицизме главное не личность Папы Римского, как думают многие, а идея папской власти над всей Христианской Церковью. К тем или иным личностям, занимающим Святой Престол, и к вопросу "распределения полномочий", католики относятся без излишнего фанатизма. Наше журналистское сообщество ксендза не слушало, а потому имеет о том, что такое "примат римского Понтифика" и в чем состоит католическая позиция по вопросу о Папе, отсюда и сенсационные заголовки, в которых правды ни на грош. |