Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

О главном раввине замолвите слово. Тем, кто помнит недавнюю историю русского православия, "ливрейное" интервью р. Лазара может напомнить печально знаменитую декларацию патриаршего местоблюстителя Сергия (Страгородского)


Вскоре после того, как главный раввин России Берл Лазар тепло поздравил Дмитрия Медведева с победой на президентских выборах, мы писали, что раввин Лазар является эффективным идеологическим оружием в руках Кремля, поскольку "демонстративная близость власть имущих и главного раввина страны эффективно работает на имидж режима".

Этой осенью власть имущие решили, что пришло время вновь пустить это "оружие" в ход. И раввин Лазар не подвел. Дав вскоре после еврейского Новолетия интервью одной из еврейских газет, он красноречиво поведал, как хорошо и привольно живется российским евреям под чутким руководством партии, правительства и лично Владимира Путина:

"С момента распада СССР отношение к евреям здесь изменилось к лучшему. Однако настоящие перемены наступили с приходом к власти Владимира Путина. Он совершил целый переворот во всем, что касается еврейского воспитания, в частности приказал засчитывать учебу в йешиве, как в вузе… Владимир Путин предоставил нам возможность сохранить себя, как евреи, и это очень ценно"

Согласно памятным советским традициям, за рассказом о счастливой жизни евреев СССР должны были последовать дежурные обличения "израильской военщины". Уроженец Милана р. Берл Лазар не уклонился от этой традиции ни вправо, ни влево. Израиль он обвинил в дискриминации выходцев из бывшего Союза, а так же сообщил, что не рекомендует евреям, которые обращаются к нему за советом, репатриироваться в Израиль: "Совсем недавно ко мне обратился человек, сомневающийся репатриироваться или нет, и я ему сказал, что важнее сохранить себя как евреи, чем физическое местожительства. Я посоветовал ему решать этот вопрос исходя именно из этого, и он остался в России".

Как нетрудно догадаться, заявление Лазара вызвало весьма бурную реакцию русскоязычных израильтян. Некоторые из этих откликов я бы не рискнул воспроизводить в печати. Эмоционально это вполне понятно: у человека, живущего в свободном обществе, подобные проявления верноподданнического рвения редко вызывают какие-то чувства, кроме брезгливости и презрения. Однако, на мой взгляд, эмоциональный подход в данном случае неуместен. У раввина, как и у чекиста, голова должна быть холодной. И поступать он должен, исходя, прежде всего, из сугубо прагматических соображений. И с этой точки зрения подобное интервью выглядит совершенно оправданным.

Положа руку на сердце – от слов Лазара государству Израиль ни холодно и ни жарко. При всем моем к нему уважении, он все-таки не настолько известный религиозный авторитет, чтобы серьезно повлиять на кого-либо из заграничных друзей Израиля. Не повлияют его слова и на еврейскую эмиграцию в Израиль. Поскольку 99.99% тех, кто решил ехать, поедет независимо от того, что думает об этом р. Лазар или любой другой раввин.

Таким образом, реального вреда интервью главного раввина никому не причинила. А вот польза от него вполне может быть, и немалая: власть имущие поставят, где надо, галочку, и позволят лояльному раввину и дальше работать беспрепятственно. А работы у Лазара в России более, чем достаточно. На "балансе" у возглавляемой Лазаром Федерации еврейских общин России (ФЕОР) – десятки дневных и воскресных школ, общинные центры, обширная благотворительная сеть, синагоги, иешивы, детские сады, миквы... Сохранение и развитие всех этих структур, безусловно, является для р. Лазара приоритетным делом. Поэтому неудивительно, что для получения дополнительных гарантий он готов немного поработать на кремлевскую пропаганду.

Тем, кто помнит недавнюю историю русского православия, такое "ливрейное" поведение р. Лазара может напомнить печально знаменитую декларацию Патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия "Страгородского) ("Его (советского госурдарства – ред.) радости - и наши радости, его горести - и наши горести"). Однако подобные аналогии здесь не совсем уместны. Советское государство активно преследовало Церковь и практически ставило своей целью полное уничтожение любой религии. Как пелось в популярной песне: "Долой, долой монахов, раввинов и попов. Долой, долой монахов, раввинов и попов". Напротив, нынешняя власть относится к иудаизму подчеркнуто лояльно. Да и с еврейской точки зрения претензий нет быть не может – государственного антисемитизма нет, свободная эмиграции в Израиль не возбраняется, культурная и общинная жизнь развивается беспрепятственно.

И еще одно важное соображение. Своей декларацией о лояльности митрополит Сергий надеялся защитить Церковь и духовенство от гонений и репрессий. Как неоднократно показала практика, подобные "джентльменские соглашения" с тогдашними большевиками не работали. Нынешняя российская власть ведет себя совершенно иначе. И формула "мир в обмен на лояльность" в отношениях с ней – вполне действенна.

Многим может не нравиться режим, требующий столь лакейских проявлений лояльности. Однако не р. Лазар эту власть выбирал, и уж тем более не ему ее менять. И если большинство российского населения в целом поддерживает новые порядки, а, судя по всему, это действительно так, то у него нет особого выбора, кроме как играть по существующим правилам. В противном случае он просто не сможет продолжить работу, имеющую в его глазах огромную ценность.

В заключение стоит сказать несколько слов о не слишком политкорректных рассуждениях р. Лазара о неевреях, эмигрировавших в Израиль в соответствии с пунктом 4а Закона о Возвращении.

Говоря об отрицательном имидже, который сложился у репатриантов из бывшего СССР в глазах израильского общества, Берл Лазар сообщил, что виноваты в этом "неевреи, приехавшие в Израиль в последние годы. <…> Большинство нехороших поступков, которые создали такое отрицательное мнение о "русских", совершаются именно неевреями, а они составляют, по меньшей мере, 40% от числа репатриантов".

Я вполне могу понять чувства тех, кого эти слова возмутили, – человека, который позволил бы себе подобные высказывания о евреях, наверняка обвинили бы в антисемитизме. Но вместе с тем, я бы не спешил предъявлять обвинения конкретно раввину Лазару. Поскольку его слова, к сожалению, в данном случае всего лишь отражают традиционное представление многих ортодоксальных кругов, для которых слово "гой" автоматически является синонимом всего плохого.

Подобное отношение к "гоям" сложилось не сегодня, и даже не вчера. Во многом оно связано с печальным историческим опытом межнационального общения – погромами, преследованиями, дискриминацией и т.д. А во многом – с тенденцией к самоизоляции, присущей традиционному иудаизму: если считать, что вокруг одни враги и злодеи, то оправдать самозамыкание в гетто гораздо проще.

Разумеется, среди ортодоксов есть немало мирян и даже раввинов, которые с подобным подходом решительно не согласны. Но полностью искоренить многовековые стереотипы им, к сожалению, пока не под силу.

Поэтому обижаться и негодовать на конкретного человека в данном случае неправильно. Тут, как в известном анекдоте, не кран, а всю систему надо менять.

Евгений Левин,
для "Портала-Credo
.Ru"
Иерусалим

 


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования