Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Полюс духовной власти. К новому статусу епископа Диомида в РПЦ МП


От РПЦ МП может ли быть что веселое? — привычно думали журналисты до июня 2008 года. Но июньский собор показал, наконец, несправедливость подобного отношения.

Тогда, в июне, около такого же солидного, как фигуры самих членов Собора, "самовара" ХХС летали брызги плакатов и пикетов, все вокруг фыркало и булькало, — и было видно любому со стороны, что да, РПЦ бурлит! Репортажи из-под стен ХХС ежедневно сообщали, кто на кого воздействовал только акустически или заодно физически… Журналисты начали вводить широкую публику во вкус этих церковных боев без правил, то есть, по-церковному, без канонов, но во имя так называемой (волшебное церковное слово) "каноничности".

Весь церковный самовар, так удачно символизированный ХХСом, перегрелся, зафырчал и забрызгал кипятком. И все это только из-за одной темы — из-за епископа Диомида, надерзившего самому Митрополитбюро.

У наблюдателей не осталось сомнений, что епископ Диомид, будь он хоть тысячу раз непонятен светским людям со своими религиозными заявлениями, затронул нечто такое, что точно проникло в пропасть между простыми массами верующих и уносящейся от них в "Мерседесах" высшей церковной номенклатурой.

У простых верующих появился свой лидер. Такой же простой, как они. Но только в сане епископа.

Для РПЦ МП это нечто небывалое. И категорически не предусмотренное ее системой отбора кадров. Но и на советскую долгожительницу-старуху бывает проруха.

Потом июньский собор закончился, самовар унесли с глаз долой, в надежде показать его публике чуть позже и уже остывшим. Расчет был на то, что народ не может сам себя поддерживать в тонусе, и что интенсивность поддержки епископа Диомида постепенно ослабеет. Тогда и можно будет его тихо придушить в углу. Но тут и ошиблись. Самовар и не думал остывать. Страсти вокруг епископа Диомида кипели и еще более накалялись. Сам епископ Диомид совершил тогда резкий ход, анафематствовав все верхнее звено бюрократии РПЦ МП.

Публика ждала, а самовар обратно все не несли и не несли: заседание Синода с "окончательным" решением по епископу Диомиду все откладывалось и откладывалось. В июне назначили на июль, в июле перенесли на сентябрь, с сентября переназначили на октябрь. И вот, сегодня, наконец: решение приняли, хотя за все это время остудить церковный самовар так и не удалось.

"Дело Диомида" было сегодня рассмотрено "под занавес", 34-м пунктом повестки дня. Видимо, "синодалы" не хотели ничего объявлять, пока им не удастся спокойно отзаседаться.

Теперь можно подводить формальные итоги. Почему только формальные? — Потому, что неформально всё было ясно заранее, и неформальные итоги мы уже подвели неделю назад ("Человек против бульдозера").

Сегодняшние "изверженные" — сам епископ Диомид и пятеро его верных клириков (также попавшие сегодня под гнев синодалов) — составили тот костяк "альтернативной" РПЦ МП, которая уже с июня фактически возглавляется своим "духовным патриархом" епископом Диомидом.

Все уже слышали, что епископ Диомид никуда из РПЦ МП уходить не собирается. Он много раз это заявлял. Но люди как-то не могут поверить. И даже, точнее сказать, просто не могут понять, что он имеет в виду. Действительно, как же это возможно, — быть в РПЦ МП и не признавать ее официального Патриарха с Митрополитбюро?

Не только журналисты этого не понимают, но не понимают даже сами верующие, даже многие из тех, кто сочувствует епископу Диомиду. Поэтому что-то следует объяснить уже сейчас.

1.Канонические соображения

Говоря об РПЦ МП, неблагодарное дело — обращаться к общецерковному каноническому праву. РПЦ МП живет по своим собственным законам, которые придумывает для себя сама и даже не стесняется изложить на бумаге и утвердить соборно. Но в этом есть и большой плюс: формальные "правила игры" в РПЦ МП узнать легко, так как количество действующих документов не так уж значительно. А если так, то можно по этим правилам сыграть и иначе, нежели хочется Митрополитбюро. Епископ Диомид делает именно это.

Формально во главе РПЦ МП стоит Поместный собор. Это было закреплено в ее Уставе, принятом в 1988 году и зарегистрированном в Министерстве юстиции РФ. Собор должен был проводиться раз в пять лет, но так больше ни разу и не состоялся. Таким образом, Митрополитбюро потеряло легитимность еще к 1994 году. Но пока с его решениями никто серьезно не спорил, они продолжали исполняться.

Когда такое положение затянулось, очередной Архиерейский (не Поместный!) Собор РПЦ МП в 2000 году принял новую редакцию Устава, в которой необходимость Поместного Собора была отменена. По этому Уставу 2000 года и жила РПЦ МП до сих пор.

Однако, Устав 2000 года не был зарегистрирован в органах государственной власти России и даже не мог быть там зарегистрирован. Ведь он был принят не на Поместном Соборе, а на соборе более низкого уровня, который, разумеется, не имел права пересматривать решения Поместного Собора 1988 года. Устав РПЦ МП 2000 года оказался для государства нелегитимным.

Но государство закрывало на это глаза, а внутри РПЦ МП все продолжали слушаться Митрополитбюро.

До 2007 года. Когда епископ Диомид слушаться отказался и потребовал созыва Поместного Собора.

В РПЦ МП епископ Диомид оказался тем человеком, который показал пальцем на Митрополитбюро и произнес сакраментальную фразу: "А король-то голый!" — Король голый, так как не облечен (то есть не одет) полномочиями законно избранной церковной власти. И хуже того: как не преминул отметить епископ Диомид, "голый король" — это еще и преступник. Ведь Собор 2000 года, на котором архиереи просто отняли власть у Поместного Собора, был узурпацией власти.

Все это имеет значение и для внутренних дел РПЦ МП, и для церковно-государственных отношений. Например, власти Украины имеют полное право сказать, что никакой РПЦ МП они не знают, так как она не может представить для доказательства своего бытия действующих регистрационных документов, и что поэтому они знают только УПЦ МП, которую они сами же и регистрировали, но с правами независимости от Москвы.

А что касается внутренних дел РПЦ МП, то положение Митрополитбюро как коллективного преступника перед Поместным Собором лишает его решения церковного авторитета. Нестрашно быть отлученным, когда тебя отлучает ненастоящая власть.

Конечно, для рядового клирика, который приходит в храм "не молиться, а работать", все эти канонические изыски совершенно неинтересны. Его интересует только стабильность и размеры заработка. Но епископ Диомид и не собирается уводить таких пастырей от Митрополитбюро.

Зато для людей совестливых и верующих очень важно понять, что Митрополитбюро — это просто одна из декораций церковного балагана, наподобие самоварного золота ХХС, а Бог тут, вообще говоря, не при чем.

Для большинства потенциальных сторонников епископа Диомида именно такая аргументация особенно доходчива. Им трудно делать канонические выводы из ереси экуменизма и сергианства. Но понять, что у них просто отняли Поместный Собор и грубо захватили церковную власть, — легко.

И чем более жестокой будет риторика церковного официоза против епископа Диомида, тем прочнее будет закрепляться в умах эта аргументация: "Знает кошка, чье мясо съела", — вот и причина такого гнева церковных узурпаторов на всех, кто сочувствует епископу Диомиду.

2. Церковная реальность

Движению епископа Диомида предрекают скорый крах на том основании, что у него не будет или почти не будет храмов. Да, без храмов массовое движение невозможно, а храмов епископу Диомиду не позволит иметь государственная власть (или позволит, но совсем немного и через силу, то есть так, как сейчас существуют храмы Истинно-православных Церквей). Тут никто не строит иллюзий, будто государственная власть будет на самом деле соблюдать чистый нейтралитет в этом религиозном споре. (Да, к сожалению. Наша государственная власть все еще не может осознать свои собственные, то есть государственные, интересы в религиозной политике и поэтому сплошь и рядом пасует перед апломбом и назойливостью представителей РПЦ МП).

Но у епископа Диомида храмы все-таки будут, и именно в массовом порядке. Это будут храмы РПЦ МП.

Таких храмов много, и никто не в состоянии, даже физически, проследить реальные настроения в рядовых приходах и среди рядового духовенства. Конечно, среда духовенства полнится сплетнями и доносами, но этого особо много только при "хлебных" местах. А так — РПЦ МП велика и обильна, а порядка в ней нет. Поэтому места для низовой самоорганизации более чем достаточно.

Епископ Диомид не разрывает общения с теми, кто ходит в храмы, где возносится имя анафематствованного им Патриарха Алексия. Поэтому никакой видимой границы между двумя РПЦ МП не будет.

Мы не станем сейчас рассуждать о более отдаленных последствиях такого положения, а укажем лишь на самое очевидное: авторитет официальных церковных властей, и без того не особо высокий, упадет еще ниже. Снизится даже личное доверие к Патриарху, которого обычно уважают больше, чем Митрополитбюро в целом.

Духовным авторитетом среди верующих РПЦ МП будет пользоваться кто угодно, кроме официальной церковной власти. И тут у движения епископа Диомида шансы велики.

Епископу Диомиду не обязательно иметь множество собственных храмов. Достаточно сформировать некий полюс, резко альтернативный Митрополитбюро. Полюс духовной власти — против полюса власти бездуховной.

Игумен Григорий (Лурье)
для "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования