Ставшая уже классической лекция по курсу "Основы религиозной культуры", прочитанная доцентом С.Ю. Шестаковой в Тюменском государственном нефтегазовом университете (ТюмГНГУ), как мы писали, вызвала довольно единодушную реакцию верующих и неравнодушных к религии, а также к высшей школе в России людей, нередко выражаемую словами, недопустимыми в печати. При этом мнения и православных, и неправославных нередко совпадали почти дословно. Однако, как выяснилось, у доцента Шестаковой нашлись не только хулители, но и защитники. И среди них – некто Константин Александрович Шестаков, по случайному стечению обстоятельств работник той же кафедры и законный супруг высокоученой тюменской дамы-религиоведа. В статье, опубликованной одним из патриотических ресурсов, он решительно вступился за честь и достоинство супруги, которая, по его словам, "дала святоотеческое (единственно возможное для православного богослова) толкование" всем обсуждаемым вопросам. Зануды-буквоеды могли бы на это возразить, что ТюмГНГУ – не православная семинария или Духовная академия. Поэтому в курсе "Религиоведение" святоотеческое толкование может быть озвучено исключительно как частное мнение и "от третьего лица". Однако поскольку все знают, что в девяти случаях из десяти ОПК или даже "Религиоведение" является не более чем ширмой, призванной "откошеровать" православное миссионерство с точки зрения светского законодательства, не будем цепляться к формальностям, а перейдем к сути. По большому счету, Шестаков-муж не добавил ничего нового к сказанному супругой, разве что изложил ее мысли в более связном и причесанном виде. Вновь были озвучены все "претензии" к католикам, протестантам, мусульманам... Ну и, разумеется, не обошлось без еврейского вопроса: "Как это ни ужасно, но согласно православной традиции в рамках иудаизма действительно существует практика ритуального использования христианской крови… Отрицать существование в иудаизме ритуальной практики использования христианской крови – значит отрекаться от Православного Предания, порочить память святых". Разумеется, Константин Шестаков был не первым, кто выступил с подобным заявлением. Еще на процесс Бейлиса в качестве свидетеля обвинения был приглашен крещеный еврей архимандрит Автоном, заявивший, что верит в ритуальное убийство, поскольку "святая церковь проповедует" (отдельный вопрос – зачем вообще был вызван "свидетель", находившийся в сотнях верст от места совершения преступления; видимо, обвинение надеялось, что Автоном порадует суд какими-нибудь воспоминаниями о том, как в детстве едал мацу с кровью). Однако тюменский ученый пошел куда дальше простоватого монаха, подкрепив свое утверждение ссылкой на источники. По его словам, о ритуальном использовании евреями христианской крови "свидетельствовали и свидетельствуют очень многие: – автор "Толкового словаря живого великорусского языка" Владимир Иванович Даль ("Розыскание о убиении евреями христианских младенцев и употреблении крови их", 1844 г.); – принявший православие бывший раввин монах Неофит ("Опровержение религии евреев и их обрядов Священным Писанием Ветхого и Нового Завета"); – известный философ В.В. Розанов ("Жертвенный убой: Что мне случилось увидеть"); – известный современный писатель, лауреат Нобелевской премии по литературе А.И. Солженицын ("Двести лет вместе"); – лидер движения "Жить без страха иудейска!" Михаил Назаров; – Юрий Воробьевский; – Олег Платонов и многие другие". Тут что ни источник, то "святоотеческое предание". Например, такой представитель "православного традиции" как Владимир Даль почти всю жизнь был... лютеранином. Правда, за год до смерти он все-таки перешел в православие, однако при этом "увлекался спиритизмом и сведенборгианством". Еще интереснее судьба Василия Розанова. Вот что, к примеру, писал о его творчестве епископ Саратовский Гермоген, ныне священномученик: "Воспевая гимны "священным блудницам", [Розанов – Ред.] проповедует разврат, превозносит культ Молоха и Астарты, осмеивает евангельское учение о высоте девства, восхваляет язычество с его культом фаллоса... извращает смысл монашества и клевещет на него и издевается над духовенством". А накануне Первой мировой войны Святейший Синод серьезно обсуждал, не отлучить ли писателя от Церкви – надо полагать, за верность "православному преданию и памяти святых". Больше всего не повезло Солженицыну – eго К. Шестаков попросту оболгал, поскольку никаких подтверждений "кровавого навета" в его книге нет, в чем легко убедиться, открыв соответствующую главу. Впрочем, подобные неточности, по большому счету, мелочь. Важно другое. На все том же процессе Бейлиса эксперт от Православной Российской Церкви профессор Санкт-Петербургской духовной академии И. Троицкий под присягой заявил, что православие никогда не обвиняло евреев в ритуальных убийствах, и что эти обвинения исходят из католического мира. С другой стороны, семья Шестаковых уверенно заявляет, что "отрицать существование в иудаизме ритуальной практики использования христианской крови – значит отрекаться от Православного Предания". И в этой связи не может не возникнуть вопрос – какая из этих точек зрения соответствует официальной позиции РПЦ МП? С чьим мнением согласны ее высшие иерархи – дореволюционного профессора или нынешнего тюменского доцента? На наш взгляд, этот вопрос вполне мог бы озвучить главный раввин России Берл Лазар. Во-первых, в этом случае делу, скорее всего, будет дан ход, поскольку не всякий рискнет проигнорировать человека, постоянно встречающегося и с нынешним, и с прежним президентами РФ. А во-вторых, тюменские откровения напрямую касаются и его лично – по мнению Шестакова-мужа, "эта изуверская практика существует среди хасидов (что значит "благочестивые")". А рабби Лазар, так же, как и большинство нынешних российских раввинов, является любавическим хасидом. Кстати, время для подобного обращения сейчас самое подходящее. Как раз в эти дни в Москве заседает Архиерейский Собор РПЦ МП. Так что у руководства РПЦ МП была бы замечательная возможность соборно обсудить и постановить, что думает Церковь по поводу ритуальных убийств "у жидов". Причем рискну предположить, что именно сейчас иерархи скорее согласились бы именно с профессором Троицким. Ибо в другое время никто бы не захотел вступать в открытый конфликт с консерваторами, пользующимися немалым влиянием в околоцерковной и даже церковной среде. Однако нынешний Собор проходит в тени скандала, учиненного сторонниками "чукотского адаманта" епископа Диомида, прославившегося в последние годы непримиримым фундаментализмом. На этом фоне церковная иерархия может не устоять перед соблазном жестко свести счеты с консервативной оппозицией, официально осудив один из краеугольных камней ее идеологии. Так что на месте лидеров российского еврейства я бы, пожалуй, рискнул. Поскольку в следующий раз, который, рано или поздно, но непременно случится, столь благоприятной констеляции может уже и не быть.
Евгений Левин, для "Портала-Credo.Ru"
|