Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Митрополит "колбасной эмиграции". Избранный первоиерархом РПЦЗ МП архиепископ Иларион позиционирует свою Церковь на политическом рынке неожиданным образом


Новоизбранный первоиерарх той части Русской Зарубежной Церкви, которая ровно год назад окончательно вошла в РПЦ МП, архиепископ Иларион (Капрал), дал интервью "Комсомольской правде". Это его единственное "программное" интервью "большим СМИ" в России — то есть единственная возможность обратиться не только к узкоцерковным кругам. И если интерес журналиста к митрополиту был, как свойственно этой газете, интересом не столько государственным, сколько общественным, то избранный митрополит, хотя и вынужденный отвечать на вопросы журналиста, постарался использовать свой небольшой шанс сказать своему новому не только церковному, но и государственному начальству о том, что он может ему предложить.

Кремлевская администрация, скорее всего, не нуждается в этих заверениях митрополита, так как не сомневается ни в нем лично, ни в РПЦЗ МП, где теперь уже все работает в автоматическом режиме и не очень зависит от личности формального главы структуры. Поэтому выборы первоиерарха РПЦЗ МП лениво освещаются российскими СМИ как событие весьма третьеразрядное. Но, видимо, это нужно самому избранному митрополиту Илариону — заверить власти, что он все правильно понимает.

Он и действительно все правильно понимает.

Государственно-значимое содержание сосредоточено, в основном, в конце интервью, где журналист задает обычные для нашего общества вопросы о судьбе и смысле новейшей эмиграции из России, об "утечке мозгов". Журналиста, как многих в российском обществе, интересуют моральные аспекты проблемы. Ему, вроде, претит "колбасная эмиграция", но он не решается сделать вывод о том, что "колбасных эмигрантов" следует вовсе отвергнуть и забыть… Тут как раз такой случай, когда человеку русской культуры впору идти за советом к священнику. Но он получает ответ не священника, а политика. Разговор достигает кульминации в самом конце интервью:

"- То есть, произойдет естественный отбор: патриоты вернутся, а других вроде как и не жалко…

- Главное, чтобы русские за границей не теряли чувства родины, не забывали язык и развивали здесь свои лучшие русские моральные качества. Этого я бы хотел пожелать не только эмигрантам российским, но и всем другим россиянам, которые никуда эмигрировать не собираются. Да хранит Россию Господь!"

Как видим, никакого ответа на вопрос о моральных аспектах "колбасной эмиграции" журналист так и не получил. Зато избранный митрополит закончил говорить на том тезисе, который прагматически для России гораздо более важен, чем эмоциональные вопросы журналиста.

Конечно, русская эмиграция неоднородна, и ее четвертая волна, самая большая на сегодня, не всегда обладает такими моральными качествами, чтобы России нужно было испытывать чувство покинутости из-за отбытия этих людей. Принимаемые сейчас правительством РФ программы по возвращению "сверхквалифицированных специалистов" — это совсем другое дело, и на толще нашей "колбасной эмиграции" оно никак не скажется. Те люди, которые уехали за границу в 90-е из-за отсутствия в России возможностей для работы по специальности, — это принципиально иначе устроенные люди, нежели те, кто уехал тогда же, но просто в поисках комфорта. Ученых и специалистов в Россию лучше, если и не вернуть, то создать им условия для жизни на две страны одновременно. Но возвращать "колбасную эмиграцию" — идея совершенно дикая. На таких эмигрантов России можно либо просто махнуть рукой, либо…

И вот тут начинается то, чего не понял журналист, но что прекрасно поняли в Зарубежной Церкви в 90-е годы: их можно утилизировать. И если России хватит сил этим заниматься (под красивым лозунгом "консолидации русского мира"), то Зарубежная Церковь может тут очень сильно помочь. Это давало бы ей реальные шансы "остаться на плаву", а в более отдаленном будущем — кто знает! — вновь заручиться поддержкой сильных мира сего, утраченной РПЦЗ после окончания Холодной войны. А поддержка влиятельных политических кругов для церковной организации "мирового православия" всегда пропорциональна ее чисто церковной самостоятельности, то есть, в случае РПЦЗ, — ее фактической независимости от Московского Патриарха.

Будущее администрации РПЦЗ МП решающим образом зависит только от одного фактора: докажет ли она свою эксклюзивную полезность Кремлю. Полезность, в данном случае, — это такие навыки помощи в реальных политико-экономических делах, которыми не обладает Московская патриархия.

Поле деятельности тут может быть только одно: русская (скажем точнее – русскоязычная) эмиграция. Да, здесь у РПЦЗ МП возникает жесткая конкуренция со структурами Московского патриархата, но здесь у нее есть хороший задел, который позволяет надеяться на выигрыш в этом соревновании с собственным московским начальством.

Задача работы с "колбасной эмиграцией", как дал понять в интервью избранный митрополит Иларион, состоит вовсе не в том, чтобы давать моральные оценки ее "гнилому" патриотизму. Если Кремль хочет ее как-то использовать, то нужно принимать ее такой, как есть. Церковь может помочь ей в тяжелом процессе адаптации на чужбине, а тогда эмиграция, пусть и не становясь религиозной всерьез, привыкнет смотреть на Церковь как на естественный центр притяжения. Мы знаем, что в Австралии, в епархии архиепископа Илариона, это давно уже так и происходит.

Церковь, а через нее, при наличии политической воли, и российское руководство, получает действенный механизм влияния как на самих эмигрантов, так и на воспитание их детей. Это создает уникальную возможность воспитать русскую уже не "эмиграцию", а настоящую диаспору, подобную китайской или армянской. То есть такую диаспору, которая будет не только не оппозицией к российскому руководству, но, напротив, будет позиционировать себя как продолжение российского государства.

И в таком деле среднестатистические моральные качества "колбасной эмиграции" — это не беда. Если это и беда, то, скорее, для принявшей ее страны, а не для российского руководства. Ну, а уж к детям "эмигрантов" эта проблема и вовсе не будет иметь отношения.

Поэтому избранный митрополит Иларион тысячу раз прав. Он предложил свои услуги именно там, где они нужны.

Но что же сказать корреспонденту, который пытался поговорить с новым главой РПЦЗ МП о морали и о религии? — Что он – по простоте душевной - обратился не совсем по адресу.

Журналист задал один из постоянно слышащихся в России вопросов: "Сейчас вот иные радуются, что вроде как появилось много верующих. В храмах всегда полно молодежи, но, на мой взгляд, в большинстве своем это все фальшивоверующие. Студенты перед экзаменом идут в церковь, а если бы не экзамен, они бы охотней пошли пиво пить… Зачем нам такая вера?" - "Чтоб обратить людей к истинной вере, нужна очень большая и трудная работа", - просто и четко отвечает избранный митрополит.

Так Иларион откровенно признал, что такая вера, какая доминирует в "мировом православии" и всячески им оберегается, - не истинная. Чуть менее откровенно, в других местах того же интервью, он дал понять и то, что РПЦЗ МП "большой и трудной работой" по насаждению "истинной веры" заниматься не собирается. Но зато она будет помогать эмигрантам в их бытовых проблемах, зато она будет поддерживать субкультуру "русского клуба" в зарубежной среде (именно поэтому новому митрополиту так важно, чтобы прихожанки не перестали носить в церкви юбки: в национальном клубе очень важен национальный костюм)...

Вопросы журналиста проникнуты еще старой доброй, но сыгравшей злую шутку со многими российскими верующими "верой в РПЦЗ" как носительницу церковных идеалов. Журналист как будто устал от серого официоза ньюсмейкеров РПЦ МП и захотел сделать глоток свежего воздуха. Совсем свежего не получилось. Но то, что получилось, — тоже неплохо.

РПЦЗ МП нужна нынешнему российскому руководству. При этом, чем меньше в РПЦЗ МП будет собственно религии, тем, с точки зрения руководства, лучше — ибо тем лучше она будет приспособлена к по-настоящему актуальным для нее задачам. А эти задачи сводятся к одной: помочь превратить русскую эмиграцию в социально устойчивую систему русской диаспоры, которая стала бы таким же продолжением российской государственной машины, каким китайская диаспора стала по отношению к Китаю с его КПК или армянская — к Армении.

И здесь РПЦЗ МП имеет шанс доказать полезность своего существования, по многим статьям даже выиграв соревнование с не в меру амбициозными Даниловым монастырем и Чистым переулком.

Игумен Григорий,
для "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования