Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

"Черная" революция в Суздале. После краткого периода относительной свободы и спокойствия большевики решительно взялись за долгосрочное обустройство своего будущего


В одном отдельно взятом регионе России происходят революционные процессы: после краткого периода относительной свободы и спокойствия освоившиеся с новой ситуацией большевики (а иначе этих людей назвать трудно) решительно взялись за долгосрочное обустройство своего будущего. Они, безусловно, отдают себе отчет в том, что введение нового порядка потребует "работы адовой", что многие встретят их усилия непониманием и даже сопротивлением, но они готовы на все ради торжества своей классовой морали.

Ведь в их умах революция уже свершилась – Церковь, говорят они, больше не отделена от государства, а им так повезло оказаться в составе класса чиновников, владеющих и этим государством, и этой Церковью. При этом рядовые верующие оказываются для них лишь прискорбным дополнением к тому имуществу, которое они считают принадлежащим себе. Наших большевиков гораздо более устроило бы, если бы Церковь состояла только из недвижимости и некоторого числа "вменяемых" священнослужителей. Таких, которых время от времени собирают, как это происходит в Китае, для трансляции очередных инициатив партии, а там уж они "сами знают, что делать".

Но случается так, что именно верующие становятся Церковью, религиозной общиной, которая существует сама по себе – и в период гонений, и без приказа чиновников. Конечно же, так и должно быть, но что поделать, если в стране большую часть общин составляет Московская патриархия, которой без указаний "отца народов" и вовсе бы не существовало. Российская Православная Автономная Церковь (РПАЦ) с центром в Суздале появилась благодаря воле самих ее прихожан, немало потрудившихся для восстановления храмов и повседневного бытия общин. Однако чиновник старается от этого факта абстрагироваться, намереваясь снова отделить здания церквей от верующих. Недавно в Арбитражный суд Владимирской области поступили 14 исков от имени территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Владимирской области об изъятии у ЦРО (централизованной религиозной организации) Суздальская епархия РПАЦ храмовых зданий. Судьи говорят, что намерены рассматривать дело только после того, как получат документы, "подтверждающие правопреемство", тогда как председатель суда заявляет: "Процесс пошел".

Чиновники хотели бы представить это уникальное по своей значимости событие как своеобразный recycling храмовых зданий: государство забирает у РПАЦ какие-то развалины, своего рода отходы производства, перерабатывает их в полноценное имущество и, по-видимому, снова отдает церковным начальникам, только уже из РПЦ МП. Собственно государству эти храмы не нужны - достаточно побывать в областном центре, чтобы в этом убедиться: Троицкая церковь используется под музей цветного стекла, Николо-Кремлевская бесстолпная церковь 1761 года функционирует под названием "Владимирский городской планетарий". Однако эти учреждения не одолевают толпы туристов и местных жителей, так что в нынешнем состоянии эти здания – скорее обуза, чем выгода. Владимирская область не настолько богата, чтобы взять на свой баланс еще полтора десятка храмовых объектов. Но Владимиро-Суздальской епархии эта недвижимость явно ни к чему: нельзя же считать коммерческим успехом размещение в стенах монастыря аптеки "Владтехфарм", стоматологии, а у стен собора платного (10 рублей) туалета. Монастырская церковная лавка продает, в основном, местную продукцию из золота – цепочки, крестики, которые занимают в экскурсионном шопинге место значков и матрешек, но и здесь торговля не блещет размахом. Поэтому лавка используется для скромной пропаганды в виде листовок РОНС – "Российского общенационального союза", имеющего во Владимире определенное влияние, и клонированного американским "ProLife" в начале бурных 1990-х православного центра "Жизнь". Есть и совершенная экзотика – за 248 рублей можно купить книгу "Он выбрал крест" - псевдоцерковный сборник В. Покровского, выпущенный в 2006 году местным издательством "Покров", с самопальными молитвами погибшему за командирскую баньку в Чечне солдату Евгению Родионову. Из периодических изданий лавка предлагает лишь прошлогодние номера газеты "Русь Державная" и монастырского журнальчика.

Кстати, на этом фоне выглядит неприятно характерным размещенное на билборде у въезда в город Владимир объявление о сборе средств на восстановление Казанского собора, которые предлагается перечислять на счет городского бюро социальной поддержки населения. Подобными методами обычно пользуются, чтобы перекачать на иные счета значительные суммы из государственного бюджета, выделенные, как говорится, "на богоугодные цели" – больным, инвалидам, пенсионерам. В итоге, как известно, и храм не восстановят, и социальную поддержку сократят, зато чиновники будут раскатывать по городу на сверхдорогих авто. Тогда как священники, если "вменяемые", попросту промолчат или выступят с нужными заявлениями. Не зря же в листовке РОНС, вроде бы направленной против абортов, предлагается: "В дальнейшем такие люди должны лишаться медицинской помощи, пенсионного обеспечения, права наследовать имущество и др." Пенсионеры – люди небогатые, но если с одного взять пятьсот рублей, то с десяти тысяч уже набежит пять миллионов, а там, глядишь, и на "черный бумер" наберется. Интересно все же, Владимиро-Суздальское епархиальное управление РПЦ МП "при делах" или за так инициативу поддерживает?

Допустим, отберут храмы в Суздале у верующих (за которыми, по сути, и остается упомянутое "правопреемство") – и куда же они пойдут, в государственные учреждения?

Конечно, под началом РПЦ МП тоже можно открыть подобные лавки с ювелиркой и малотиражными книжками, организовать торговлю лекарствами и популярными медицинскими услугами. А в промежутках проводить богослужения и крестные ходы с некоторыми вероисповедными "поправками", подразумевающими, что верующие следуют за теми священнослужителями, которых им указали областные чиновники. Но это сработает только в том случае, если верующие признают за чиновниками право "победившего класса", который отныне указывает, как и во что верить, назначая "пастыря овцам". Иначе конфликта не избежать: только постоянных членов общин РПАЦ насчитывается в Суздале более тысячи – в десять раз больше, чем в приходах Московской патриархии.

Но, во-первых, подобное развитие событий в российской истории уже наблюдалось - и верующие обыкновенно не только отказывались подчиняться чиновниками, но и шли за это в тюрьмы, ссылки и катакомбы. А во-вторых, в нынешней России верующие могут дойти и до Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ). Ведь они обладают правом на свободу религии, которое в свете статьи 11 Европейской Конвенции, как говорится в одном из постановлений ЕСПЧ 2007 года, вынесенном как раз в отношении Российской Федерации, "подразумевая право на проявление религиозных убеждений совместно с другими, включает в себя и ожидание того, что верующиесмогут свободно объединяться без произвольного вмешательства со стороны государства". Но до этого – как можно предсказать с уверенностью - православные РПАЦ выйдут на улицы, причем неважно, в каком числе – 30 или 300 человек. Ссылаясь на опыт манифестаций в других странах, во главе которых стояли монахи, подобные выступления можно назвать "черной революцией".

Нужны ли сейчас в России подобные потрясения? Если вернуться к идее, заявленной в начале данной статьи, то чиновнику без таковых не обойтись. Мнится им, что верующие в созданном ими "новом мире" должны занять отведенное им место: впереди чиновники, этот новый правящий класс, затем обслуживающие их корпоративные интересы священнослужители, и только потом - рядовые православные. А пока верующие этого не поняли и священнослужители не стали вменяемыми – гнать их на улицу, мучить холодом и непогодой.

Провожают гостей древнего Владимира два призрака современного мира – Владалко (очевидно, производитель алкоголя областного масштаба) и Арсений. Этот Владалко похож, как представляется, на трансильванского вампира Влада Цепеша: он также мучает людей, постепенно иссушая их. Арсений, памятник которому стоит у вокзала, конечно же, сетевой псевдоним, как сказали бы сейчас, никнейм большевистского руководителя Михаила Фрунзе. А на крыше здания как бы царит над ними проржавевший лозунг "Ми народам". Похоже, для многих владимирских чиновников этот лозунг очень дорог (чем иначе объяснить, что его до сих пор не демонтировали) – именно это искаженное "мы народам" и стало со времен диктатуры большевиков тем символом веры, который они повторяют снова и снова.

Николай Валерьев,
для "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования