По имеющимся сообщениям, именно на день 28 марта (теперь его можно смело назвать "черной пятницей" христианско-мусульманских отношений) была назначена премьера активно разрекламированной "документальной" картины, созданной, заметим, не режиссером, а политиком - лидером ультраправой Партии свободы Нидерландов Геертом Вилдерсом, - "Фитна". Короткий, 15-минутный, но очень емкий фильм являет собой классический пример "цивилизационного приговора" исламу как религии, служащей источником насилия, дикости и всяческих бед для современного мира, ставящего под вопрос саму возможность дальнейшего существования и развития этого мира. Несмотря на препятствия со стороны властей, Вилдерсу удалось разместить свой фильм в сети. Теперь довольно большому количеству западных обывателей, учитывая тамошний уровень компьютеризации, удастся его посмотреть. По данным к моменту написания этого комментария, фильм уже скачало более трех миллионов пользователей, и это только начало. Основная идея документального ролика - показать, что ислам, именно как религия, благодаря его священному писанию – Корану - является источником экстремизма, терроризма и тотального человеконенавистничества, "срываемого" на немусульманах. В фильме не приводится никаких новых аргументов и фактов по этому вопросу. Перед нами малодинамичный видеоряд на фоне заунывного саундтрека: слева - Коран, выборочные суры из которого приводятся в виде титр, справа - кадры трагедий в Нью-Йорке, Мадриде и Лондоне. В принципе, и то, и другое публика видела неоднократно. О взаимосвязи того и другого сказано и написано столько, что никто и никогда этого объема текстов не осилит. Но, очевидно, не зря г-н Вилдерс обратился к жанру кинематографии. Ведь для "важнейшего из искусств" (с точки зрения профессионального пропагандиста) важно не что показать, а как показать. Ну, а последнее автору уж точно удалось, поскольку фильм неизбежно вызывает у любого нормального зрителя негативные эмоции, перерастающие в гневный протест против зла и насилия. Но это только у "нормального" зрителя, чье представление об исламе исчерпывается телекартинкой наподобие той, что представлена в фильме. Зритель же более или менее знающий, а тем более – связанный с религиозной традицией ислама, сразу же обнаружит, что ему показывают то, и только то, что хочет видеть автор "Фитны". То есть взрывы, катастрофы, крикливые призывы имамов-кликушей уничтожить демократию и свободу. Да, это, к сожалению, часть современной мусульманской жизни, однако далеко не основная, и тем более - не суть и не цель этой жизни. Раз уж автор фильма взялся делать глобальные выводы по поводу ислама как религии зла и ненависти, то, наверное, следовало бы посмотреть, насколько такому представлению соответствуют поведение и идеология широких кругов европейской уммы, составленной, в основном, людьми, социально и культурно уже давно адаптировавшимися к Европе и достигшими больших успехов в жизни. Наверное, стоило иметь в виду и огромное разнообразие стран исламского мира, многие из которых достигли больших успехов в развитии и способны конкурировать с Западом. Использование сур Корана тоже мало в чем убеждает. Специфика религиозных текстов в том, что они во многом "символичны", их нельзя приравнять к инструкции по эксплуатации стиральной машины. Надо понимать, что тексты сур Корана появились (как и вообще откровение пророка Мухаммада) в воинственное время, в воинственной среде, и были непосредственно обращены к определенной части человечества, призванной выжить, да еще и распространить весть о Едином Боге в ту сложную эпоху. Любое прочтение Священного Писания сегодня (будь то Тора, Евангелие или Коран) является в большинстве случаев лишь современной интерпретацией слов, сказанных в иной конкретно-исторической обстановке. Представим для сравнения подобный киноролик, направленный против христиан. В левой части экрана – евангельские слова "Не мир, но меч", справа - кадры из эйзенштейновского фильма "Александр Невский", когда крестоносные рыцари бросают в огонь маленьких детей. Страшно! Но какое отношение это имеет к реалиям христианства сегодняшнего дня? Ответ - никакого. Но тогда вопрос - если такие фильмы снимают, значит это кому-нибудь нужно, значит имеются реальные предпосылки к их появлению, социальный запрос и социальное желание их увидеть и на что-то воодушевиться или в чем-то укрепиться. Очевидно, первая из непосредственных предпосылок появления "Фитны" - эмоционально понятная жажда мести за убитого голландского же режиссера Тео ван Гога, известного своими антиисламскими взглядами. Вторая – естественное для политика радикального толка разжигание ксенофобии, ибо только ксенофобия является той питательной средой, в которой хорошо живется и работается таким деятелям и таким партиям, как Геерт Вилдерс и его Партия Свободы. Не следует забывать и того, что фильм появился в Нидерландах – стране, даже по европейским меркам очень свободной, где уровень свобод, в том числе и в определенных деликатных сферах, таков, что оказывается неприемлемым для других европейских демократических стран и их обитателей. В этом смысле красноречиво выглядит кадр из фильма, рисующий апокалиптическое будущее захваченных исламистами Нидерландов, где демонстрируется казнь... геев. Разумеется, ислам с его живой религиозной моралью резко антагонистичен подобной среде. Реальная же проблема, возникающая в связи с этим фильмом, состоит в том, что значительное количество (но не все) мусульман и вправду сложно, с большим трудом адаптируются к европейским реалиям, а Европа им в этой адаптации помогает явно недостаточно. Эти люди, покинувшие свою родину по сугубо экономическим причинам, добровольно замыкаются в гетто, создают свои субкультуры, "государства в государствах". С окружающим миром они контактируют, например, посещая митинги, кадры которых были показаны в фильме, где их пытаются убедить, что уничтожить всех и вся (например, "свиней-евреев") - это заповедь Всевышнего, якобы зафиксированная в Коране. То есть вместо решения проблемы предлагается легкий путь - подогреть эмоции, собрать "пожертвования" и столкнуть лбами. Это провокация, конечно, но необходимо осознать, что в нынешней горячей общественной атмосфере она, в конечном итоге, почти всегда ударяет по самим провокаторам. И появление фильма "Фитна" - это именно попытка решить проблему таким путем. Фильм Вилдерса называется "Фитна". Одно из значений этого слова - смута. Но есть еще и другие - испытание, искушение, раздор. Мусульманская традиция также предполагает, что фитна не появляется сама по себе, ее обязательно кто-то сеет. Сеет в своекорыстных интересах. Не более и не менее. Неслучайно в Коране сказано: "Искушение неверием (фитна) хуже, чем убийство" (Аль-Бакара, 2:191). Исмаил-Валерий Емельянов, для "Портала-Credo.Ru" |