Стало уже традицией, что президент Путин не посещает рождественские службы в главном храме страны. Хотя многие политические и государственные деятели демонстративно присутствуют в храме Христа Спасителя, президент обычно не посещает центр рождественского празднества - службу с участием Патриарха. Так, в 2000 году, еще будучи исполняющим обязанности президента, он посетил храм Троицы Живоначальной на Воробьевых горах. В 2002 году президент присутствовал на рождественской службе в главном храме города Владимира. В нынешнем году он отстоял рождественскую службу в далекой челябинской деревне. Лишь в 2001 году Президент сделал исключение из своего правила и присутствовал на рождественской службе в храме Христа Спасителя вместе с иностранным гостем - канцлером ФРГ Герхардом Шредером. Складывается впечатление, что глава государства избегает появления в храме Христа Спасителя. В основе поведения президента лежит тонкая стратегия. Суть ее в следующем: в нашем обществе государство играет все еще очень важную роль для того, чтобы чиновники и бизнесмены могли игнорировать религиозные взгляды главы государства. Поэтому присутствие президента в храме Христа Спасителя на Рождество или во время других церковных праздников может расцениваться не только как свидетельство религиозности Владимира Путина, но и как знак его особых отношений с руководством РПЦ МП. До Путина проблемы "особых отношений" между государством и Церковью не возникало. Хотя Ельцин исправно посещал церковь по большим церковным праздникам, в том числе гораздо чаще нынешнего президента участвовал в патриарших богослужениях в кафедральном соборе, он тем не менее считался неверующим, а его участие или неучастие в богослужении не вызывало общественного резонанса. В церковном народе Ельцина даже наделили кличкой "подсвечник" - на любой службе он старательно держал правой рукой горящую свечу. Нужно отметить, что при этом президент Ельцин был скорее союзником РПЦ МП, поскольку воспринимался как жесткий противник коммунистического режима и связанного с ним "пленения Церкви". Вспомним, что именно в поддержку Б. Ельцина высказался Патриарх в ходе избирательной кампании 1996 года. Членство Зюганова в КПРФ перевесило все возможные негативные последствия избрания на второй срок тяжелобольного президента. Итак, Ельцин воспринимался как союзник РПЦ МП в целом, как определенного общественного института. При этом Церковь была лояльна президенту и не принимала участия в политических делах. Однако с приходом к власти В. Путина ситуация изменилась. Стал все больше сказываться дефицит в обществе "государственной идеологии". Раньше неофициальная система ценностей строилась на базе коммунистического, а во времена Ельцина – либерального мифа. После того, как обе идеологические системы изрядно поистрепались, многие стали рассматривать православие как систему ценностей, естественную для России. Когда Б. Ельцин покинул пост президента, а знаменитые олигархи Березовский и Гусинский отправились в изгнание, сторонники православной идеологии составили влиятельную фракцию в руководстве России. Соответственно, присутствие президента России в главном храме страны на Рождество стало восприниматься не только как демонстрация союзнических отношений между государством и Церковью, но и как поддержка определенной фракции внутри власти. Разумеется, для президента, который стремится поддерживать равновесие в своем окружении, это неприемлемо. Поэтому раз за разом на Рождество мы наблюдаем такую картину – в храме Христа Спасителя присутствуют многие высшие чиновники (их состав постоянно меняется), но президента среди них нет. Решение вопроса, "куда пойти на Рождество", оставляет простор для фантазии пиарщиков президента. В этом году Владимир Путин посетил рождественскую службу в поселке Агаповка Челябинской области, в прошлом, 2002-м, – присутствовал на богослужении в кафедральном соборе города Владимира. Определенной логики в рождественских визитах не прослеживается. "Прочь от Москвы" - кажется, этим девизом руководствуется президент при посещении рождественских богослужений. Тем самым, он, с одной стороны, демонстрирует свою приверженность православию как религии. С другой стороны, не дает почвы для слухов о своей "особой близости" со священоначалием РПЦ МП. Стратегию президента по "равноудаленности" от руководства главенствующих в России конфессий можно расценить и как благо для самой Русской православной церкви, потому что благодаря ей руководство РПЦ МП не втягивается во внутрикремлевские дрязги на стороне одной из противоборствующих группировок... Ярослав Родин, специально для Портала-Credo.Ru |