Самым главным религиозным событием минувших дней на Западе стала даже не "григорианская" (она же - "католическая") Пасха. В этом году праздник, эпицентр которого, с учетом того, что христиане Палестины по большей части "старостильники", находится в Риме, в базилике святого Петра, стал фоном для крайне знакового события. А с учетом существующего религиозно-политического контекста случившееся в Пасхальную ночь в Ватикане имеет и практическое значение, причем чрезмерно важное. Речь идет о таинстве крещения, которое, в соответствии с многовековой традицией, Папа совершил во время вечерни Великой Субботы в базилике св. Петра. Но самое важное состоит в том, что крещение это принял египтянин по рождению журналист Магди Аллам, этнический мусульманин и жесткий критик исламского фундаментализма, а также активный сторонник Израиля, прозванный "мусульманским сионистом". В Италии известна еще одна подобная личность, шейх Абдул-Хади Палацци - крайне консервативный суннит-суфий и при этом открытый друг Израиля, возглавляющий одну из итальянских мусульманских ассоциаций. По-видимому, сам новокрещеный Магди, принявший, кстати, "символическое" имя Христиан, вполне осознавал максималистский характер своего шага и шел, что называется, ва-банк. Вот его заявление после крещения: "Я понимаю, что иду наперекор всему, но противлюсь судьбе с поднятой головой, подтянутым и с внутренней силой убеждения в собственной вере". В нашем мире, ныне таком "тесном", контактном, где представители различных религий и культур сталкиваются между собой как броуновские частички, случаи перехода из одной религии в другую следует воспринимать как данность. И не исключение даже такая, довольно жесткая в отношении конверсии религия как ислам. Мусульманами становятся "этнические христиане" и урожденные представители других религий, равно как и "этнические мусульмане" перестают быть последователями Мухаммада. Но ислам от этого не ослабевает и не исчезает. Тем не менее, в данном случае нужно подробнее рассмотреть, что за человек вышел из ислама и почему, покинув эту религию, он вдруг "с места в карьер" заявляет, что ислам "психологически насильственен" и "исторически конфликтен". Магди Аллам признался, что, хотя и родился в мусульманской семье, никогда не соблюдал обычаев своей религии. Уже в 2006 году будущий неофит публично поддержал слова, сказанные Папой Бенедиктом XVI в Регенсбурге и вызвавшие широкомасштабные протесты в исламском мире. Зато одновременно заместитель главного редактора "Коррьере делла сера" (Аллам дослужился в Италии именно до этой должности) прекрасно знает, что "Израиль cегодня - это парадигма права на жизнь". Так и хочется сказать: "Не делайте из страны культа". Израиль - это не "парадигма", а конкретная страна на Земле, конкретное общество с серьезными проблемами и ошибками во внутренней и внешней политике. Безусловно, острая политическая ситуация в Израиле и Палестине, от которой страдают евреи и арабы, требует поддержки и гуманного отношения к последователям различных религий. Но зачем же творить культ Израиля, а "культовую фигуру", пророка этого культа, выставлять в канун Пасхи на обозрение всего мира в главной святыне самой многочисленной христианской Церкви? В условиях чрезмерной "перегретости" мусульмано-христианских отношений очередной "исламофобский" поступок Папы Бенедикта (а именно так его воспримут в исламском мире) способен вызвать новую волну антихристианских настроений на Востоке. "Знаковое крещение" состоялось как раз в тот момент, когда разгораются новые страсти вокруг известных карикатур под аккомпанемент видеоугроз бен Ладена, причем острие этих угроз направлено не куда-нибудь, а на Ватикан. Такое крещение такого неофита - это спичка в стоге сена. И полыхнуть может именно в Ватикане. На кого могут возложить основную ответственность за это эпатирующее событие? Совершенно очевидно, что решение о крещении Аллама не одну инстанцию в Курии прошло. Но зачем Бенедикту XVI очевидные для себя осложнения? Здесь возможны два ответа. Либо Ватикан решил, таким образом, сделать пропагандистский жест в сторону Израиля, в межгосударственных отношениях с которым имеются серьезные вялотекущие проблемы, связанные со статусом имущества и служителей Церкви в Святой Земле. Либо, несмотря на все дипломатические оговорки, принципиальной позицией нынешней курии все-таки является идейный антиисламизм. А, может, все-таки в данном контексте есть некоторые основания для утверждений, что за всей цепочкой событий, связанных с ростом "исламофобии" в Ватикане, стоит пресловутый "сионизм"? Но тогда это какой-то неправильный "сионизм" - ни секулярный, ни религиозный, ни супер-гипер, а - идиотский сионизм. Потому как даже в ближайшей перспективе, учитывая развитие событий в самом Израиле, в результате такого международного "пиара" со стороны Ватикана еврейское государство может столкнуться с трагическими проблемами. И в связи со всем изложенным один сугубо авторский вывод. В современном открытом, плюралистичном мире, особенно в его немусульманской части, имеется серьезная тенденция. Она выражается в стремлении на основе действительно имеющейся общности авраамических религий начать смотреть на этот мир и действовать в нем в большем отрыве от собственной традиции - как религиозной, так и политической. Религиозная идентификация личности размывается, и пример Аллама показывает, что его, казалось бы, сугубо политические взгляды, в конце концов, поставили его перед вопросом формально-религиозного выбора, которого, судя по его собственным высказываниям, он не мог не сделать. Его пример - наука многим мусульманам не только в Италии, но и во всем мире. Он показывает все опасности и подводные камни публичной смены традиции и религиозной самоидентификации. И это своего рода призыв "от противного" ко всем авраамическим монотеистам - вернуться к полноте практики собственной традиции и уже на следующем этапе включаться в полноценный и безусловно мирный диалог с другими религиями и культурами. Исмаил-Валерий Емельянов, для "Портала-Credo.Ru" |