Мусульмане в последнее время активно ведут межрелигиозный диалог. За обращением 138 мусульманских богословов к христианским лидерам на минувшей неделе последовало открытое письмо иудеям, прежде всего - раввинам, а также руководителям еврейских общин в различных странах мира. Более того, авторы последнего документа предлагают распространить диалог также и на мировые немонотеистические религии. Эти факты уже можно выстроить в некую логическую цепочку и на этой основе сделать определенные выводы на перспективу. Несомненное достижение заключается в том, что авторитетные богословы открыто, на весь мир, заявили об общих духовных корнях ислама и иудаизма - таких, как строгий монотеизм и признание одних и тех же пророков. То, о чем раньше говорили на бытовом уровне - прежде всего, мусульмане и иудеи, живущие в колыбели монотеистической цивилизации на Ближнем Востоке, теперь имеет все шансы дойти до сознания широкого круга евреев, мусульман, а также неевреев и немусульман. Но одновременно, если вести речь о послании мусульман к иудеям, становится заметной также и потенциальная ограниченность этого шага. Очевидно, что это послание возникло хотя и в мусульманском "мозговом центре", но все-таки на Западе, в британском университетском городе Кембридже. Среди "подписантов", прежде всего, именитые "евромусульмане": швейцарский философ Тарик Рамадан, боснийский муфтий Мустафа Церич и прочие люди, живущие в странах, где modusvivendiв отношениях между иудеями и мусульманами, в значительной мере, уже установлен и устоялся. Более того, как указывается в том же письме, именно в Европе представителей этих двух религий очень сильно объединяет положение религиозных меньшинств во все более секуляризующемся окружении. И это хорошая основа для единения и диалога двух строго монотеистических религий. Но только в пределах границ Евросоюза. Самое же важное для мира – это то, как сработают принципы, провозглашенные в послании, к юго-востоку и к востоку от Европы – там, где собственно и находятся точки основных коллизий в мусульмано-иудейском цивилизационном взаимодействии. Увы, но в реальности это взаимодействие, особенно на Ближнем Востоке, реально балансирует многие годы на грани откровенной неприязни друг к другу и вооруженных столкновений. В частности, вскоре после опубликовании нынешнего письма из Тегерана прозвучали слова лидера Исламской революции аятоллы Хаменеи, совсем не в духе диалога цивилизации призвавшего "набить Израилю морду" В потенциальном иудео-мусульманском диалоге значительно в большей мере необходимо его немедленное продолжение и развитие. Рассматриваемое здесь послание указывает на такие проблемные моменты во взаимоотношениях потомков Авраама-Ибрахима как взаимные предрассудки и стереотипы, а также то, что мусульмано-иудейские отношения рассматриваются сквозь призму палестино-израильского конфликта. Вторым шагом должно быть четкое определение и анализ вышеупомянутых стереотипов и предрассудков. Причем без излишней ориентации на возможные проблемы с политкорректностью. Если в данном случае вновь уйти от глубокого и честного анализа проблем (к такому анализу и призывает послание мусульманских ученых), то очень скоро это письмо станет пустой декларацией, не стоящей даже бумаги, на которой написана. Во-первых, следует признать, что во взглядах и оценках друг друга присутствуют элементы религиозной юдофобии со стороны мусульман и религиозной исламофобии со стороны евреев. И главным источником, подпитывающим подобные настроения, является все-таки конфликт на земле, которую представители обеих религий обозначают определением "Святая". И посему, хотим мы этого или не хотим, но ближневосточная проблема остается главным контекстом, в котором будет в ближайшей перспективе рассматриваться весь комплекс мусульмано-иудейских проблем. А ведь в своей, часто справедливой, критике Израиля и сионизма многие мусульмане действуют порой огульно, по сути, объединяя в своем сугубо отрицательном толковании этих понятий практически все 6 млн граждан демократического и суверенного государства Израиль, таких разных по полу, возрасту, роду занятий и политическим убеждениям, а также сторонников национально-культурного возрождения еврейского народа. И это означает, так или иначе, перенос негативного отношения на культуру и религию еврейского народа, которые, как и у самих мусульман, тесно связаны со всеми другими сторонами их национальной жизни. А ведь приходится слышать в последнее время от весьма многочисленных отечественных "исламских политологов" на полном серьезе утверждения о том, что акты террористов-самоубийц против гражданского населения Израиля оправданы тем, что в Израиле всеобщая воинская повинность и все мирные граждане (в том числе, надо полагать, и несовершеннолетние) – будущие солдаты, воюющие против палестинцев. Да, с подобной логикой можно далеко зайти! Поэтому важно, прежде всего, предпринять реальные шаги по преодолению таких огульных подходов. Первый из них мог бы заключаться в признании того факта, что мусульмане и иудеи исповедуют …одну и ту же веру, можно даже сказать - одну религию. Парадоксально, но это так, если смотреть с точки зрения основополагающих понятий семитской религиозности. Религия как евреев, так и арабов обозначается одинаковым понятием "дин", смысл которого расширенно можно перевести приблизительно так – "поклонение Единому Богу в следовании законам, Им данным". При этом разными является то, что можно обозначить как "религиозную традицию". Ислам, иудаизм и христианство в их современном виде - это, скорее, то, что можно обозначить понятием "шариат" то есть путь ко Всевышнему, определенный историческими и этнокультурными особенностями того или иного народа. И в этом смысле мусульмане вполне могут быть названы "иудеями закона Магометова", равно как и иудеи - "мусульманами шариата Муссы". Кстати, примерно так обстояли дела в раннеисламскую эпоху. Подобное декларирование глубокой духовной общности будет серьезно способствовать подлинному пониманию того, что противоречия между евреями и мусульманами не носят религиозного характера, и это серьезно облегчит решение проблем. Второй момент заключается в том, чтобы наглядно продемонстрировать миру, прежде всего мусульманскому, что сионизм сегодня не представляет собой некоего гомогенного явления, которому органично присуща ненависть к исламу и мусульманам. Это очень разнообразное по своему составу, да и по целям, движение, стремившееся изначально к национально-культурному возрождению еврейства и обретению своего национального очага. С образованием Израиля сионизм, по сути, выполнил свою историческую задачу, и в тех драматических и даже трагических событиях, что сегодня имеют место на Святой Земле, вина не столько идеи сионизма, сегодня уже практически отжившей, сколько конкретных военных и политиков, которым еще предстоит за это ответить перед судом Божиим и судом человеческой морали. Но пока что многие мусульманские идеологи, да и представители духовенства, находятся в плену представлений, навязанных тогдашним СССР, определявшим сионизм как форму расизма. И чем скорее мусульманская сторона изменит свои представления об этом и откажется от убогой советской риторики, тем скорее изменятся и огульно-негативное восприятие иудеями на уровне массового сознания таких понятий, как "ислам" или пресловутый "исламизм".
Исмаил-Валерий Емельянов, для "Портала-Credo.Ru" |