Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Рождество без Санта-Клаусов


Прошло время, когда с Запада у нас старались привезти все — начиная от видеомагнитофонов и презервативов и кончая политическим устройством и культурными традициями. Сейчас скорее встретишь лютого, оголтелого антизападника, чем того, кто мечтал бы разучиться читать на русском языке. При этом, как часто случается, с водой оказывается выплеснут и ребенок — в числе пострадавших оказываются вещи не только отвратительные, ненужные или такие, без которых легко обходиться, но и самые что ни на есть важные и к "западничеству", по большому счету, никакого отношения не имеющие. Например — праздник Рождества.

Спору нет — сегодня как и всегда храмы будут полны молящихся, сегодня как и всегда будут раздаваться слова дивных рождественских песнопений, сегодня будут повторяться вновь и вновь восклицания: "Христос раждается – славите!", "С нами Бог, разумейте, языцы, и покаряйтеся, яко с нами Бог!"… Но сегодня оказывается возможным прочесть о Рождестве и такое: "Праздника Рождества для меня не существует. Честно говоря, в глубине души я вообще не понимаю, что это такое - Рождество. Для меня это какая-то западная поп-культура, типа Гарри Поттера. Для меня неважно, что Христос родился.
Принципиальным для меня представляется то обстоятельство, что Он умер и воскрес. Вот это действительно Главное. И по-настоящему любимым, самым любимым на свете праздником для меня является Пасха. Без Пасхи для меня нет смысла в жизни.А Рождество - ну что Рождество... Не люблю я этого".

Это пишет весьма популярный и становящийся все более влиятельным и влияющим на умы публицист. И он выражает довольно распространенное среди околоцерковной интеллигенции убеждение, что "Пасха — праздник православный и русский, а Рождество — католический и западный". Формулу эту приходилось слышать бесчисленное множество раз и ее появление свидетельствует о печальнейшем мировоззренческом явлении нашей эпохи — смешении догматики и канона церковного с одной стороны, и культурных напластований и обычаев, которые те или иные церковные явления окружают. Ведь только при таком смешении православный человек позволяет себе сказать, что Рождества в отличие от Пасхи он не понимает или его недолюбливает, не видит смысла. И в самом деле — для православных нет никакого интереса во всех специфических рюшечках западного Рождества с его Санта-Клаусами, с его джинглбеллзами и подарочной суетой. Православное Рождество — праздник довольно строгий и менее всего располагающий к тому, чтобы воспринимать его как повод для выпивки. Даже "колядования" как-то нынче не очень в моде.

Волей российской судьбы Рождество практически освобождено у нас от всех атрибутов светского праздника — они перешли к вполне себе светскому Новому Году, празднику, довольно специфически "советскому" и совершенно лишенномурелигиозного или квазирелигиозного смысла. Разница календарей — церковного и "граждански-западного", юлианского и григорианского, не позволила православному Рождеству "заразиться" западными рождественскими традициями. Поэтому многочисленные "патриотические" упреки Рождеству тем паче неуместны, что относятся не к "7 января", а к "25 декабря", которое в России особой популярностью не пользуется (так, среди участников нашего интерактивного вопроса только 16 % имеют какой-то интерес к этому дню и воспринимают его как праздник, да и из них большинство — скорее всего, — живет на Западе).

Рождество православное — совсем о другом, не о "Санта-Клаусе". Можно долго объяснять смысл этого великого праздника, догматический смысл, который так великолепно передан в святоотеческих рождественских словах, но повторять великих смысла не имеет. Можно объяснить коротко этот смысл светским языком. Недавно отпразднованный Новый Год — это символ циклического круговращения жизни, циклического хода истории, нуждающейся в периодической смене "эпох", "столетий", или хотя бы годов, для того, чтобы заставить себя вновь и вновь идти вперед. Не случайно, что в архаических культурах новогодние торжества и ритуалы преследовали цель "обновления времени", возвращение "уставшего времени" на "круги своя". Рождество — в этом смысле, своеобразный анти-Новый Год. В этот день мы вспоминаем событие, которое один раз произошло в истории и раз и навсегда обновило его так, что ни о какой усталости времени больше не может идти речи. Бог совершил то, что, по всей "логике вещей" Ему было невозможно и не нужно — Он Сам вошел в историю, стал её частью, восприняв душу, разум и тело человека,и сделал человеческую историю, историю нарастающего грехопадения, историей Бого-воплощения и, в то же время, Бого-возрастания человека, людей, тех людей, которые приняли Христа, которые, подобно волхвам, принесли Ему от чистого сердца богатые дары и главный дар — самих себя, как Он принес Себя в дар им. Человек в "устающем времени" отныне не одинок. С ним Бог, с ним Христос, и в той степени, в которой в нашей истории присутствует Христос, эта история не устает. Это история, в которой человеку сказано главное: "С нами Бог!".

Егор Холмогоров, специально для Портала-Credo.Ru


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования