Клонирование человека (как первая ступенька к физическому бессмертию) было предсказано писателями-фантастами уже достаточно давно. Тем не менее, когда дело дошло до практического воплощения – волна общественного негодования превзошла, пожалуй, все ожидания. Аргументация достаточно проста: "это противоречит законам Божьим и человеческим". Религиозные противники идеи клонирования указывают, что "неча Бога гневить" (нарушать промысел Божий) – и поминают историю с вавилонской башней. Также указывают на то, что основная перспектива этого бизнеса - массовое производство людей-доноров для богачей. Заодно довольно злобно предполагают, что все это - и вовсе чистый пиар, и никакого успешного клонирования не было и в помине Здесь, разумеется, наблюдается некоторое лукавство (причем с обеих сторон): сторонники клонирования, напротив, упирают на перспективу появления детей-клонов в семьях, которые не могут иметь потомства. Тем не менее, вполне очевидно, что технология, дающая такие полезные, на первый взгляд, возможности, вполне может быть использована и для совсем уж неблагородных целей. Впрочем, даже если речь идет и не о донорстве, все равно остается в силе ряд вопросов: к примеру, а что делать "с результатами неудачных экспериментов" (напомним, клонирование овечки Долли завершилось успехом лишь с 277-й попытки)? "Куда девать издержки подобных опытов? - возмущался еще пять лет назад Максим Соколов – На шашлык, что ли?" Еще один момент, который часто упускается из виду – статус клонов (в нашем случае – вполне светский, общественный). Люди это, или не люди, собственно говоря – или "не совсем люди". Говорить при этом о правах клона действительно затруднительно: если клонирование категорически запрещено законодательством подавляющего большинства стран, странно ожидать, что будут вноситься какие-то поправки в соответствующие законы. Перспектива же концентрации клонов в странах, где запрета нет (прямо скажем, не главных очагов цивилизации) и вовсе вызывает самые серьезные опасения. В особенности, в условиях эскалации международного терроризма – как вам понравятся бригады големов-камикадзе?. Теперь взглянем на все это с другой стороны. Совершенно очевидно, что деятельность, запрещенная на большей части планеты, гарантированно маргинализуется. Причем если в случаях, к примеру, торговли наркотиками, можно говорить скорее о криминализации – то в нашем случае мы наблюдаем маргинализацию в чистом, "культурологическом" виде. Напомним, якобы успешное клонирование проведено представителями секты раелитов (55 тыс. человек). Учение раелитов вызывает равное раздражение, смешанное с иронией (но и некоторым страхом), как у истово верующего, так и у убежденного материалиста типа профессора Китайгородского – смысл его сводится к тому, что земляне – результат генно-инженерной деятельности неких инопланетян, и дело членов секты – продолжить данную деятельность. В порядке особо остроумного кощунства, с появлением первого клона подгадали на григорианское Рождество, а для полного счастья "первую женщину" назвали Евой. Немногим менее эффектно выглядит и главный конкурент раелитов доктор Антинори, еще в июне этого года подтверждивший свое официальное намерение клонировать человека (несмотря на запрет итальянских властей). Теперь же, спустя полгода, он утверждает, что информация о рождении клона человека "является с научной точки зрения абсолютно неправдоподобной" и "подобные известия только вносят путаницу в научном мире". В общем, даже если сообщение о рождении Евы окажется уткой – вряд ли это что-то изменит. Уже вполне очевидно, что уровень современных технологий вполне допускает клонирование человеческих особей – если не сейчас, так в самое ближайшее время. В равной степени очевидно, что люди, которые этим занимаются, противопоставляют себя цивилизованному обществу. Впрочем, прогресс не стоит на месте – и не только технический, но и, так сказать, "гуманитарный" - в том смысле, что науке дозволяется все. И как знать, а ну как некое "прогрессивное" реформаторское течение, находящееся в рамках традиционных религиозных учений, лет через 20-30 признает клонирование человеческих особей делом вполне легитимным, а то и богоугодным? Грустно? Да, грустно. Иван Драгин, для "Портала-Credo.Ru" |