Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Одним ударом семерых. Старообрядцы определили свое отношение к экуменизму и Московской патриархии


Собор старообрядцев, проходящий в московской Рогожской слободе, наконец, принимает свои первые решения. Они оказываются, по сути, давно ожиданными. Их ожиданность в том, что старообядчество подтверждает свою приверженность догматическим принципам святоотеческой эпохи. Собор РПСЦ осуждает учение экуменизма и одновременно выносит свое суждение о статусе новообрядчества.

Старообрядцы уже несколько лет пытаются определить свое отношение к тем сообществам, которые остались за чертой Раскола XVII в. В течение истории старообрядчества высказывались различные оценки современного состояния "господствующего исповедания". Дело осложнялось теорией, которую выдвинули поморские беспоповцы. Эта теория о "духовном антихристе" состоит в том, что весь мир, и в том числе новообрядческий, есть область господства темных сил. Соответственно с этой теорией отпадала необходимость далее судить о состоянии отдельных упований новообрядцев с их патриархами, митрополитами, священными синодами и прочими атрибутами послераскольной церковности.

Старообрядцы-поповцы, к которым относится РПСЦ, на соборе 1832 года высказывали мнение о новообрядчестве как о ереси "второго чина". Под этим витиеватым выражением скрывалась оценка тех христиан, которые пошли вслед за Патриархом Никоном, как находящихся в еретическом сообществе. Из этого состояния их стало возможно принимать через специальный "чиноприем" - помазание святым мирром. В 1846 г. в Белой Кринице состоялся еще один Собор, который решал вопрос о приеме из Константинопольского патриархата митрополита Амвросия, ставшего главой Белокриницкой иерархии старообрядцев.

В течение ХХ в. никаких суждений о новообрядческой иерархии старообрядцы не произносили, что дало повод предполагать их отказ от прежней позиции и согласие с мягкой точкой зрения, которую воплотило "Окружное послание", принятое еще в ХIX веке. В нем было отвергнуто беспоповское понимание "полного конца" и, вместе с тем, был сделан де-факто осторожный шаг в сторону сближения с новообрядцами. Предполагалось, что этот курс продолжается в течение всего ХХ в. Иерархи старообрядцев стали встречаться с представителями РПЦ МП, и это общение приобрело систематический характер.

Но в ХХ столетии внутри самого новообрядчества произошли события, нарушившие всю ситуацию. РПЦ МП оказалась в силу своего плотного сотрудничества с властями втянутой в экуменическое движение. Одновременно разгорался конфликт ее с РПЦЗ. Одним из главных обвинений, выдвинутых зарубежными ревнителями против РПЦ МП, стало именно участие в экуменизме. Параллельно этим процессам шел конфликт между ревнителями-старостильниками в Греции, Румынии и некоторых других странах, которые, подобно РПЦЗ, отвергли экуменизм.

Но старообрядцы не интересовались этими спорами до недавнего времени, когда присоединение большей части РПЦЗ к РПЦ МП, а также все более отчетливые попытки представителей РПЦ МП и прессы воспринимать старообрядчество как следующего кандидата на роль "присоединяемого", стали менять отношение староверов к этим вопросам. Избранный в 2005 г. старообрядческий Митрополит Корнилий (Титов) стал вести активную политику встреч и контактов. Прозвучали слова о "сближении", о "едином корабле", в котором плывут к экуменическому единству старообрядцы и РПЦ МП… Это взорвало ситуацию. В старообрядческой среде, пережившей обновление свежими кадрами, многие из которых пришли в РПСЦ из РПЦ МП и были ревнителями, произошел процесс осознания опасности экуменизма.

Одновременно с этим менялось и отношение к РПЦ МП. Можно сказать, что именно вопрос об экуменизме сдвинул с места "новообрядческую проблему". Экуменизм стал осознаваться как большая опасность, которая находит конкретное воплощение именно в процессе "сближения" с РПЦ МП. Посыпались критические "Открытые письма" в адрес Митрополита, обвинения в "опасном сближении" следовали одно за другим.

На Соборе шла речь о том, что экуменизм есть часть "глобалистического процесса, который тащит в пропасть всех христиан". Перечислялись всевозможные практики экуменических смешений с еретиками и даже с нехристианами. В результате, насколько можно судить по  сообщениям о ходе очередного Освященного Собора, принятая анафема на экуменическое учение стала основой для определения отношения к РПЦ МП. Тот факт, что последняя является членом ВСЦ и активно участвует в других формах экуменизма, оказался для соборян решающим. Термин "никонианство", до этого бывший расплывчатым, обрел  видимые очертания.

Суждение о статусе РПЦ МП опирается на решения Пятого-Шестого Вселенского и старообрядческих Соборов. Оно означает повторение взгляда на РПЦ МП как на еретическое сообщество и продолжение работы по уточнению списка нарушений веры.

Впрочем, Собор не ставит точку в диалоге с новообрядчеством. Он предлагает перевести его на качественно иной уровень, на котором будут обсуждаться не только события 300-летней давности, но и события недавние. Изменится и форма диалога. Обсуждение перейдет в фазу диспута или полемики. Древние говорили: "В спорах рождается истина". Старообрядцы призвали РПЦ МП к спору.

Михаил Щеголев,
для "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования