Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

О латинской мессе, еврейских активистах и религиозной цензуре. Надо предоставить католикам самим решать, каким образом им молиться, и не пытаться затевать скандал, который может лишь ухудшить межконфессиональную атмосферу


В 50-60-е годы прошлого столетия, на заре иудео-христианского диалога, каждая встреча между евреями и высокопоставленными католическими клириками была сенсацией. Особенно если они сопровождались такими неожиданными жестами, как приветствие Папы Иоанна XXIII (в миру – Анджело Джузеппе Ронкалли), обратившегося к посетившей его еврейской депутации с библейскими словами: "Я - Йосеф, брат ваш". Однако с тех пор иудео-католические встречи на высшем уровне в значительной степени превратились в рутину и имели уже по большей части не религиозное, а лишь протокольно-политическое значение.

Встреча между Папой Бенедиктом XVI и новым руководством Всемирного еврейского конгресса, состоявшаяся в Ватикане 8 октября, во многом носила именно такой дежурно-протокольный характер. Стороны обменялись положенными любезностями, поговорили о политических проблемах, волнующих современное еврейство (рост антисемитизма в Европе, иранская угроза, желательность диалога с умеренными мусульманами...), высказали намерение продолжить межрелигиозный диалог. Одним словом, весь этот протокольный официоз не заслужил бы и двух строчек, если бы не одно но: по сообщениям некоторых информационных агентств, еврейская депутация выразила свою обеспокоенность в связи с намерением Ватикана вновь разрешить традиционную тридентскую латинскую мессу.

Текст мессы, утвержденный в 1570 году на Соборе в Тренто, содержал, среди прочего, ряд "антииудейских молитв", например, такую: "Помолимся также за евреев, дабы Господь Бог открыл их сердце и они также признали Господа нашего Иисуса Христа". После 2-го Ватиканского Собора, разрешившего служить мессу на других языках, эти молитвы исчезли из католического богослужения. Однако теперь Ватикан планирует частичную реставрацию латинской мессы, которая кажется многим прихожанам более красивой, величественной и торжественной (кстати, не могу с ними в этом не согласиться). И теперь отдельные евреи опасаются, что вместе со старой доброй латынью в католические храмы вернутся и старые молитвы.

С момента, когда планы Ватикана стали достоянием гласности, различные еврейские организации начали бомбардировать курию своими петициями и протестами. Теперь же руководство Еврейского конгресса решило обсудить этот вопрос на самом высоком уровне.

Если верить Карлу Марксу, история повторяется дважды, сначала как трагедия, а затем как фарс. И в данном случае классик, похоже, был совершенно прав. Ибо, читая о неуклюжих попытках отдельных еврейских активистов "обрезать" католическое богослужение, нельзя не вспомнить события "мрачного средневековья", когда одним из излюбленных "развлечений" церковных властей был "учет и контроль"... еврейского богослужения!

Изначально главная еврейская молитва, которую каждый правоверный иудей должен читать трижды в день, состояла из восемнадцати благословений. Однако во II веке н.э. раввины добавили в нее дополнительное "благословение" (фактически же проклятье) против врагов еврейского народа: "Да не будет надежды доносчикам, и все миним пусть немедленно сгинут, и все враги народа Твоего будут истреблены: и злоумышленников искорени, и сокруши, и уничтожь, и низвергни, и покори – в скором времени, в наши дни".

В современном иврите слово мин (мн. числ - миним) означает "еретик". Однако в талмудические времена одним из основных значений этого слова было – "христианин". Поэтому не удивительно, что в некоторых старинных молитвенниках вместо слова "миним"сказано "мешумадим" ("перешедшие в иную веру", "выкресты"). А в одной из рукописей, хранящихся в Оксфорде, прямо содержится слово "ноцрим" ("христиане"), а также "да не будет им надежды... если не вернутся к Завету Твоему".

Разумеется, христианам решительно не нравилось, что в синагогах трижды в день молились о том, чтобы у них "не было надежды". Поэтому в какой-то момент власти потребовали внести изменение в литургию: вместо "миним" читать "раша" (злодеи). Европейские евреи подчинились этому требованию, так что во многих современных ашкеназских молитвенниках всякое упоминание о "еретиках" отсутствует.

Христианская цензура также обратила внимание на завершающую молитву каждой еврейской литургии, "Алейну Лешабеах" ("На нас возложено"): "На нас возложено прославлять Господина мира, провозглашать величие Владыки Вселенной. Ибо он не сделал нас подобными народам мира, и не дал нам быть похожими на племена земные. Ибо они поклоняются пустоте и тщете, и молятся божествам, которые не спасают..."

Разумеется, выделенные слова не понравились христианам, которые твердо верили в спасительную силу своей религии. Некоторым из них данная молитва казалась вдвойне оскорбительной, поскольку, во-первых, ивритское "не спасают" (ло йошиа) звучало очень похоже на ивритское произношение имени Иисуса, а во-вторых, многие евреи имели обыкновение, произнося эти слова, смачно сплевывать на пол (русскому читателю этот обычай известен благодаря Гоголю ("Тарас Бульба)": "Жид молился, накрывшись своим довольно запачканным саваном, и оборотился, чтобы в последний раз плюнуть, по обычаю своей веры…"). В результате крамольные слова были изъяты из молитвенников европейских евреев, а в некоторых странах даже были назначены специальные чиновники, которые сидели в синагогах и следили, чтобы евреи не произносили запрещенных слов и не плевались.

Кроме молитвенника, церковной цензуре регулярно подвергались и другие еврейские книги, и, прежде всего, естественно, Талмуд. По требованию цензоров из него были исключены "антихристианские" тексты (часть из которых не имела никакого отношения к Иисусу из Назарета, так как речь в них шла о людях, живших в другую эпоху). Кроме того, в некоторых изданиях слово "гой" (нееврей) было заменено на "кути" (самаритянин) или "акум" (идолопоклонник). В последнем случае христианская цензура парадоксальным образом действовала в духе еврейского религиозного права, в котором многие запреты, касавшиеся контактов с идолопоклонниками, не распространялись на мусульман и христиан.

Специалисты, скорее всего, смогли бы привести и другие, не менее яркие примеры. Однако, на наш взгляд, сказанного выше вполне достаточно, чтобы понять, что регламентация соседского богослужения – дело не новое. Просто раньше Церковь вмешивалась в молитвенную жизнь евреев, а теперь, напротив, отдельные евреи пытаются диктовать, как молиться христианам.

Христианское вмешательство в религиозную жизнь евреев, безусловно, было "трагедией", поскольку за спиной у цензоров была вся мощь христианской Европы (поэтому результатом подобной "цензуры" вполне могло стать массовое сожжение еврейских книг или даже изгнание целой общины). Однако у нынешних еврейских активистов нет решительно никаких рычагов, которыми они могли бы "принудить" Ватикан принять или отменить то или иное решение. Все, на что они в данном случае способны, это бесполезный фарсовый шум в либеральных СМИ.

В свое время еврейские активисты (возможно, те же самые) не менее шумно протестовали против фильма Мела Гибсона "Страсти Христовы", который они посчитали антисемитским. Граждане писали петиции, устраивали пикеты – и остались, говоря словами Жаботинского, "при едином эхе": фильм совершил триумфальное шествие по планете, принеся своим создателям многомиллионную прибыль. Что же до еврейских протестов, то у большинства они вызвали, в лучшем случае, недоумение, а нередко – откровенное раздражение.

То же самое будет и сейчас. Если Ватикан решит восстановить традиционную латинскую мессу – из эстетических соображений или в качестве жеста доброй воли в сторону более консервативных кругов – он ее восстановит, причем в том виде, в каком сочтет это нужным. Никакие протесты этому не помешают, а вызовут лишь раздражение у части католиков – мол, на каком основании эти люди диктуют нам, во что верить и как молиться. Причем подобные настроения могут возникнуть не только у антисемитов, которым никакой повод и так не нужен, но и у людей, относящихся к евреям нейтрально или даже благожелательно.

Резкое улучшение еврейско-католических отношений, начавшееся вскоре после Второй мировой войны, безусловно, является для евреев благом. Однако, чтобы эти изменения стали нормой, они должны происходить медленно, в силу внутреннего убеждения и исключительно по собственной воле самого меняющегося. Поэтому криками, петициями и протестами в этом деле помочь нельзя, можно только навредить.

Так что на месте еврейских активистов я бы предоставил католикам самим решать, каким образом им молиться. И не пытался бы затевать скандал, который может лишь ухудшить межконфессиональную атмосферу и к тому же не имеет никаких шансов на успех.

Евгений Левин,
для "Портала–Credo.Ru",
Иерусалим


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования