Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Григорианские космоплавцы, или Сколько осталось до Рождества?


Новостильное Рождество помимо воли вводит всех христиан в стадию двоения сознания... Как же оно все-таки? Пожалуй это единственный день, когда убежденный "юлианец" задумывается о смысле оставания второго по значению христианского праздника.

Вот, например, с орбиты сообщают: космонавты Кеннет, Николай и Дональд принялись за праздничный стол. Оно и понятно: в условиях недофинансирования космической отрасли папежные и люторские космоплавцы могут диктовать русским братиям свои календарные пристрастия. Ну и братия наша тоже не промах – отчего ж не выпить, если приглашают?

Едва ли космический масштаб новокалендарного Рожества дорастет до всемирного, но само орбитальное рождественское действо превращается в знамение времени: дорога в небе вокруг земли становится дорогой по земле до неба. Русская жизнь есть путешествие, об этом все давно знают: то ли из Петербурга в Москву, то ли из Москвы в Петушки, то ли по Святой Руси в тот Небесный Вифлеем, где рождается богомладенец Иисус. А паломникам и странникам, как известно, Устав позволяет...

Но в земной, простой, немудрящей жизни происходят куда более значительные события, наложение которых на недвижимую сетку Великих праздников христианства представляет все более и более сложную проблему. Так, в Грузии, недавно заключившей Конкордат с национальной Православной Церковью, происходит празднование юбилея Патриарха Илии II. Какое тут может быть иное празднество?

На просторах России также нет однозначной реакции: как быть, если начальство не дает четких указаний? По какому календарю праздновать? Вроде, недавно все было ясно: одна страна – один календарь. Но тут выяснилось, что одного календаря на всех не хватает! Церковь-то живет "по-старому", мир – по-новому. Получается, что новый календарь больше соответствует единству общественного сознания. Зачем же было сохранять старый? В чем причина этой непонятной архаизации отсчета времени? Не есть ли этот отсчет область компетенции астрономов, а не богословов?

Несколько лет назад покойный петербургский протоиерей Ливерий Воронов написал статью в "Богословских трудах", где авторитетно и с толком доказал, что календарь – вещь изменяемая, в вопросе этом нет единства Православных Церквей, и таким образом вся эта борьба за "старый календарь", и, стало быть, за празднование старого Рожества – просто плод недомыслия, невежества в астрономической премудрости.

Оставался только один вопрос – о непрерывности Традиции, о верности преданиям Отцов. В рамках позитивистского подхода, который принят на вооружение сторонниками нового календаря, вопрос о Предании вообще не стоит, он просто находится в другой плоскости. Проблема состоит в том, что церковные люди частенько мыслят не в рамках позитивистской парадигмы и представляют Предание таким достоянием Церкви, от которого зависит все ее бытие. И тот факт, что большое число Православный Церквей перешло на григорианский календарь, и поныне вызывает у большинства старостильных православных если не досаду, то легкое недоумение.

В Греции, Румынии и Болгарии даже расколы произошли. Церкви раскололись на две части: старостильную и новостильную… А так уж надо ли было новый календарь вводить? Может можно было обойтись? История, как известно, не знает сослагательного наклонения, но знает науку выяснения причин. Чего ради патриарх Мелетий (Метаксакис) ввел в 20-х гг. в Элладской Церкви новый (григорианский) стиль – нам известно. Он возлагал надежды на англичан, которые, будучи англиканами, или на худой конец католиками, живут по-новому григорианскому календарю. Чтобы англичане поддержали "Великую Идею" Венизелоса, надо было продемонстрировать им братские чувства. Продемонстрировали… В Русской Церкви патриарх Тихон чуть было не ввел новый календарь, а что-то не заладилось.

В конце девятнадцатого века профессор Болотов, лучший на то время церковный историк на специальном заседании специальной комиссии говорил, что перейти, дескать, можно, но тогда раскол неминуем. Ему казалось, что Россию ждет календарный раскол… Его прогноз оправдался в Греции, но не в России. Раскол в России уже случился. Русские православные старообрядцы уже давно были в разногласии с официальной Церковью по поводу разных западных веяний, готовы они были и к новым виткам "западничества".

Рождество – праздник особый. Некогда его отделили от Богоявления, но связь этих праздников пребывает и доныне неразрывной. Святые Отцы христианской древности называли Рождество Богоявлением, а ныне от Рождства до Богоявления длятся Святки - особый период рождественского времени. Время от новостильного до старостильного Рождества тоже есть время символическое, отделяющее верность древним преданиям от стремления модернизировать веру. Это время, заставляющее христиан разных конфессий задуматься о смысле, значении и причинах их разделений. Ведь Рождество, как и Пасха – праздники богословские, и кому как не богословам измерять дистанции между Божественным Преданием и человеческимрасчетами? А кто богослов, вопросит читатель? Сей удел мы оставляем тем, кто восприял слова Того, Кто родился в Вифлееме. Они и решают.

Надежды на слияние Церквей путем слияния календарей не оправдались. Еще одна проблема встала перед христианским сознанием. Современный человек – почти космоплавец: что там мудрствовать о том, что за иллюминатором? Наливай лучше…


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования