В Рождественский сочельник 2002-го по григорианскому календарю федеральные телеканалы нарушили существовавший годами и казавшийся незыблемым порядок. Вместо того, чтобы работать в ключе привычного "патриотического" противопоставления, - у них, "католиков" (заодно и западных протестантов, неотделимых в массовом сознании от католиков), Рождество "ненастоящее", а у нас, в России, - свои неизменные традиции или, на худой конец, культурно-цивилизационное своеобразие, - телеведущие наперебой принялись рассказывать зрителям всякие рождественские пикантности. В общем, нагло размывали стереотипы русской православной идентичности... Говорящие головы поведали и про то, что "католическое" Рождество теперь как бы не совсем "католическое", поскольку григорианским, т.е. "новым", каленадрным стилем в современном мире пользуется большинство христианских церквей, - в том числе православных, - и про то, что Патриарх Московский Тихон в начале 1920-х годов чуть было ни сменил календарь, да помешали обстоятельства, и даже о том, что, по мнению одного православного авторитета, для передвижки празднования "православного" Рождества на две недели вперёд не требуется ничего, кроме желания большинства. Интересно, что в пропаганде рождественских новаций больше других каналов усердствовавали имеющие самую широкую сеть вещания - государственный РТР и квазигосударственная "первая кнопка". Очевидно и другое. Происходящее было сделано практически без оглядки на Московскую патриархию - негласного цензора и консультанта по религиозной проблематике на главных телеканалах, а также монопольного хранителя русской самобытности и традиционности. В России светские люди, которые довольно часто декларируют свою православность, ставшую одним из атрибутов "лояльности", давно уже перестали удивляться позиции патриархии по поводу всяких новшеств: первая реакция всегда будет отрицательной или уклончивой со ссылкой на "народ Божий", который не поймёт и не примет (в подтексте можно услышать: "Мы-то, в принципе, и не против, но народ нам такой попался..."). Вообще представление о традиционности, культивируемое иерархами, клириками и адептами РПЦ МП, весьма, мягко говоря, непоследовательно. Например, коррида - "нетрадиционна". А как тогда объяснить всенародную популярность тоже заимствованных (по историческим меркам сравнительно недавно) футбола или фигурного катания? И отчего это россияне, если они такие строгие приверженцы традиции, не ходят в звериных шкурах или древнерусских кафтанах и сарафанах - ведь современное платье тоже "нетрадиционно"? Но вернемся к медиаиграм вокруг "католического" Рождества. Налицо запуск технологии обработки православного нецерковного большинства. Эта технология не раз использовалась в процессе электоральных мобилизаций и показала свою эффективность. Рискну предположить: информационный залп "католического" Рождества - это только "присказка"; "сказка", то есть пиар-кампания "православного" Рождества как "семейного праздника православных по рождению", - еще впереди. Власть и подконтрольные ей СМИ стремятся на равных с церковным руководством определять строй церковной жизни, при этом опираясь на православное "по культуре", но нецерковное "по жизни" большинство. Михаил Жеребятьев, для "Портала-Credo.Ru" |