Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Патриаршее послание Папе: три версии


Долгое время церковная Москва наблюдала медленно дряхлеющего Папу Иоанна Павла II и радовалась необычайной активности казавшегося на этом фоне юным и энергичным Патриарха Алексия II, который буквально исколесил всю страну, совершал едва ли не ежедневные богослужения, появлялся на всех мало-мальски значимых церковных мероприятиях.

Пятнадцать лет назад все было наоборот. Церковный Рим и католики в СССР наблюдали медленное угасание Патриарха Пимена, говорили о том, что "их" Папа занимается спортом, посещает бассейн, а не предаётся обжорству.

Но вот наступил момент, когда история сравняла "очки" и весь мир наблюдает тяжело больного понтифика, который не умирает, и не наблюдает Патриарха Алексия, который уже давно нигде не появляется …

На дворе Рождество и, быть может, приближение этого великого праздника, обязывающего глав Церквей обмениваться поздравлениями, облекло послание Патриарха Алексия Папе в неожиданно примирительные тона. После того беспрецедентного всплеска православно-католической конфронтации, благодаря которому войдет в церковную историю 2002 год, гораздо более логичным и естественным выглядело бы совершенное отсутствие патриаршего послания в Рим, но никак не призыв к "обновлению братолюбного общения", которого и в прошлые-то, относительно спокойные, годы не было в патриарших посланиях. А может быть, два очень пожилых человека, памятуя о смерти, испытали естественное христианское желание примириться друг с другом? Тем более, что причины, вызвавшие их конфликт, лежат вне их самих и, в какой-то степени, им не подвластны…

Оба первоиерарха – и московский, и римский – наверняка задумываются об исторических итогах своего церковного служения. Ведь итог, результат, с которым вместе остается в истории то или иное имя, гораздо важнее скоропреходящих фактов и событий, которые очень быстро стираются из человеческой памяти. Братский призыв к "восстановлению связей", изложенный в письме Патриарха Алексия II Папе Римскому Иоанну Павлу II, гораздо лучше смотрится в качестве итога первоиераршего служения, чем косые взгляды исподлобья…

Всё вышеизложенное может выглядеть как "благочестивое мифотворчество", потому что хорошо известно, что подобные "патриаршие послания" составляются ОВЦС и, стало быть, корни изменения поитического курса надо искать там...

 Но за весь истекший год не было никаких обнадёживающих событий, курс проводимый ОВЦС и Московским Патриархатом был решительный и неуклонный, а ватиканские стратеги оценивали обстановку на московском "направлении" как совершенно бесперспективную. Неудивительно, что в Ватикане патриаршее послание произвело фурор. Так что же могло подвигнуть на подобные шаги  чиновников из ОВЦС ?

На память приходит  лишь совсем незначительное, казалось бы, событие, - православное совещание в ОВЦС МП, устроенное 27 ноября Центром "Докса" и посвящённое проблематике православно-католических отношений. Если принять во внимание, что дата его проведения аккурат совпадает со временем написания рождественских поздравлений, то это наводит на определённые размышления… Если вспомнить, что председатель Центра "Докса" А. Жаров имеет в церковных кругах репутацию филокатолика, а информация о совещании лишь случайно вышла на поверхность...

Конечно, наивно предполагать, что на совещаниях подобного рода может разрабатываться текст патриарших посланий, но положительный импульс мог вполне иметь место. Если проанализировать состав участников совещания, отобранных самым тщательным образом, то всё это сложенное вместе, помноженное на то обстоятельство, что подобные сходки не случаются спонтанно, а загодя готовятся, то всё это вполне тянет на наиболее вероятную версию. Назовём её версия номер два.

И, наконец, версия номер три, впрочем не исключающая, а, скорее, дополняющая две предъидущие. Ведомство митрополита Кирилла решило перебросить мяч на поле противника. После получения подобной интенции из Москвы, Папскому Престолу просто необходимо продумывать серьёзные ответные шаги, если он всерьёз намерен сохранить марку собирателя и объединителя всех христиан.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования