В этом году телеканалу "Культура" исполняется десять лет. И хотя основные события, связанные с юбилеем, пройдут осенью, уже сейчас в летней сетке появляется немало повторных передач, маркирующих именно пятую кнопку. К ним относится и программа "Святыни христианского мира", показ которой вскоре начнется (предположительно с 30 июля). Вообще на "Культуре" религиозных программ немного. Да и те, что есть, рассказывают, скорей, о культурной составляющей религиозных событий, нежели о глубинах веры. На пятой кнопке зрители могут увидеть трансляции Пасхального музыкального фестиваля, Дней славянской письменности и культуры, программы "Библейский сюжет", "Лето Господне". "Святыни христианского мира" тоже находятся в этом ряду, хотя и имеют более отчетливую религиозную составляющую. Готовит программу небезызвестная студия "Неофит", имеющая тесную связь с московским Даниловым монастырем. Ее художественный руководитель, известный журналист Дмитрий Менделеев задействован в целом ряде медийных религиозных проектов. Первые передачи (а именно с них начнется показ на телеканале "Культура") были сделаны еще в 2002 году. И они, и выпущенные в эфир в сезоне 2006/2007 года фильмы производят двойственное впечатление. С одной стороны, просветительский характер программы очевиден. Зрителям рассказывают о живых "свидетелях" библейских событий, которые бережно хранятся в музеях, монастырях и храмах. Говорится о реликвиях и святых местах, о существовании которых многие даже не подозревали. Вот монастырь святой Екатерины на Синае и вершина горы, где Моисей получил от Бога десять заповедей. Вот "Кельна дымные громады" - собор, где покоятся мощи библейских волхвов Каспара, Мельхиора и Валтасара. Вот Вифавара, место крещения Господня, находящееся при впадении Иордана в Мертвое море. Возможно, такая телевстреча со святыней кому-то поможет открыть в душе поле надежды, сделать шаг в сторону церковной ограды. Но, с другой стороны, просветительство явно идет в ногу с упрощенчеством. Автор программы не предпринимает никаких усилий, чтобы отделить исторические элементы традиции от легендарных. К примеру, рассказывая о судьбе даров волхвов – золоте, ладане и смирне, он совершенно безапелляционно утверждает, что нуждается в каких-то деталях, кроме свидетельства предания. Ведь существует Предание и предания, при пересказе которых нужна хотя бы толика вопросительной интонации. Иначе современный человек начнет воспринимать авторский текст как сказку, или, того хуже, как пропаганду. Есть в программе и еще один серьезный недостаток, являющейся отчасти продолжением ее достоинств. Обилие культурных реалий и экзотических кадров способствуют тому, что лента становится еще одним рассказом о путешествии. И программа, соответственно, превращается в новый старый "Клуб кинопутешественников". Более того, она начинает лить воду на нецерковный по духу "трафик святынь". В самом деле, если до святынь добираться далеко и дорого, то пускай их привозят к нам. А мы, вместо того, чтобы всерьез задуматься над тем, как живем, приложимся к ним и сразу все-все-все получим…. Мне кажется, для того, чтобы "вода лилась на нужные лопасти", программе неплохо было бы придать более отчетливое экзистенциальное звучание. Найти в истории с почитанием той или иной реликвии акупунктурные точки, затрагивающие духовную жизнь современного человека. Иногда эти точки проскальзывают сами собой. Скажем, в "Неопалимой Купине" показываются "врата покаяния" (всего таких ворот десять), в которые входили паломники, желающие подняться на святую гору. Так они названы потому, что у каждой из них сидел монах и принимал исповедь. Восхождение физическое оказалось связано с духовным очищением. Такого рода конкретика меняет что-то в самом характере объективировано подаваемого материала, создает для него другой контекст. Но подобных фрагментов крайне мало, авторы их явно не ищут. Похоже, что некоторый гламурный налет передачи их вполне устраивает. И все-таки, несмотря на сказанное выше, программа заслуживает зрительского внимания. Не случайно в этом году ее выдвинули на премию ТЭФИ. Она качественно сделана. В ней замечательный видеоряд. Хорошие актеры читают библейские тексты и стихи поэтов-классиков. Музыка возвышенна, лица не раздражают. Да, хотелось бы большей глубины, большей церковности. Но что есть, то есть. Будут и другие фильмы. Ведь христианство у нас, на Руси, только начинается. Борис Колымагин, для "Портала–Credo.Ru" |