Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Свет и тени епископа Диомида. Это кредо крайне консервативного и достаточно агрессивного крыла РПЦ МП, но оно вызывает уважение за свою смелость и стремление к истине


Обращение епископа Анадырского и Чукотского Диомида (Дзюбана) вот уже несколько месяцев находится в центре внимания российской христианской - в наибольшей мере,  конечно, православной - общественности. С интересом отнеслись к нему и православные христиане за рубежом. Сначала опубликованное как частное мнение владыки и нескольких клириков окормляемой им епархии, самой отдаленной на территории России, недавно оно преобразовалось в официальное Решение епархиального собрания Анадырской и Чукотской епархии РПЦ МП и в Открытое письмо примерно такого же содержания Патриарху Алексию II от имени всей Чукотской епархии. Более того, в центре России уже образовалась инициативная группа "Поместный Собор", которая выпустила Обращение к благочестивым клирикам и мирянам Русской Православной Церкви.

Обсуждение самого факта появления такого Обращения и последующих документов, а также их содержания бурно проходит в различных СМИ, главным образом электронных и в основном православных. Я хочу взглянуть на эти события и явления со стороны – с точки зрения протестанта. Я отнюдь не претендую представлять всех протестантов, но это мое мнение, безусловно определяемой моей конфессиональной принадлежностью и, соответственно, моими религиозными воззрениями.

Сам факт появления в свободном доступе для широкого ознакомления документов такого характера, критикующих позицию священноначалия РПЦ МП по многим принципиальным вопросам, безусловно, положителен. Если отвлечься от сути этих документов, их появление свидетельствует о том, что за глянцевой показной зеркальной витриной РПЦ МП, под неколышимой волнами ее штилевой поверхностью, существует внутренняя, глубинная жизнь духа и мысли. Консервативна ли эта мысль или либеральна – величина второго порядка малости, как выражаются математики. Величиной первого порядка является само ее существование. Причем я отношу полезность таких процессов не только к РПЦ МП, но и ко всем конфессиям и деноминациям.

Справедливости ради следует отметить, что порознь многие проблемы, поставленные в Послании епископа Диомида, ставились и ранее, но впервые внутри РПЦ МП, на уровне официального лица, все это собрано в одном документе и сказано с такой резкостью. Нельзя не отдать должное смелости владыки Диомида и клириков его епархии, поддержавших его в условиях тотальной дисциплины внутри РПЦ МП. Никогда еще ее архиереи не позволяли себе такую открытую и радикальную критику священноначалия Московской патриархии. Пока что Патриарх и Синод РПЦ МП молчат и никаких активных репрессивных действий не предпринимают, но насколько долго продлится это растерянное, шоковое молчание, неизвестно. Ведь что-то предпринимать всё равно придется, т.к. сделать вид, что ничего не происходит, не удастся – дело получило слишком широкую огласку.

Строго наказать тоже нежелательно. Ведь на самом деле позиция, изложенная в Обращениях и письмах, имеет немалую, едва ли ни доминирующую, поддержку внутри Церкви. Неслучайно патриархия, в первую очередь - митрополит Кирилл, спешно взялись сколачивать себе в этой среде некое подобие движения "Наши" из лиц, которых еще недавно в патриархии и ОВЦС называли не иначе как "сумасшедшими" - Леонид Симонович-Никшич, Юрий Агещев, Кирилл Фролов, Валерий Кауров... Неожиданно из Чистого переулка посыпался целый каскад патриарших указов о награждении этих лиц золотыми медалями. Но вряд ли эти действия по расколу будущего фронта сторонников епископа Диомида приведут к значительным последствиям. Идеология епископа Диомида находит поддержку не только в среде мирян и "низового" духовенства. Ее открыто поддержал епископ Хустский и Виноградовский Ипполит (Хилько) из Украины, сам известный как критик патриархийного священноначалия. Безусловно, есть еще и другие архиереи, согласные с такой позицией, но боящиеся репрессий и потому выжидающие. Теперь число потенциальных сторонников Диомида заметно пополнилось за счет принявших объединение РПЦЗ(Л) с РПЦ МП "зарубежников", большинство которых на Всезарубежном Соборе в прошлом году предъявляли патриархии те же претензии, что и Диомид. Кстати, совершенно напрасно ряд патриархийных чиновников и публицистов с пеной у рта вещали, что инвективы владыки Диомида направлены на срыв подписания "Акта о каноническом общении" РПЦ МП и РПЦЗ(Л). С моей точки зрения, появление Послания было очень кстати именно в тот момент – оно красочно продемонстрировало, что в РПЦ МП якобы возможна полемика и разномыслие, о котором писал апостол Павел. Всё же у патриархийного священноначалия хватило практической смётки не трогать владыку Диомида до 17 мая. Правда, эта инсценировка (если она имела место) может скоро завершиться каким-либо драматическим финалом, чему уже есть некоторые предвестники в виде Протокола заседания Духовного собора Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, осуждающего епископа Диомида.

Такое общественное внимание к Посланию епископа Диомида вынуждает к высказыванию и определению позиции. Не собираюсь обсуждать все поставленные в обращении вопросы, но некоторые из них прокомментирую.

Экуменизм. То, что делает в этом смысле РПЦ МП, ничего общего с настоящим экуменизмом не имеет. Совершенно очевидно, что никакого практического объединения христианских конфессий, да еще и вокруг неповрежденной Христовой веры, она не предполагает. Её участие в работе Всемирного совета Церквей (ВСЦ) назвать заботой об объединении христиан в любви и истине невозможно. Это чисто политическая или, скорее даже, политиканская и пропагандистская затея. В большей степени это касалось советского периода, когда участие в работе ВСЦ было запрограммировано КГБ и МИДом, тоже недалеко от КГБ отстоящим. Теперь через членство в совете также решаются некоторые внешнеполитические задачи, но по большей части оно мотивировано меркантильными интересами и личными амбициями. И тогда, и сейчас участие в ВСЦ должно продемонстрировать, что в СССР, а теперь и в России, есть ничем не ограниченная свобода Церкви и вероисповедания. К тому же, я не исключаю, что под рясами некоторых функционеров разного ранга и священнического звания до сих пор поблескивают погоны, а из под ряс выглядывают офицерские сапоги. Экуменизм – процесс духовного порядка, а большинству из тех из в РПЦ МП, кого в этом обвиняют, не до религии. Им бы виллу того или иного размера в Швейцарии или другом благодатном и безопасном месте заполучить.

Неосергианство. Я бы убрал из этого слова приставку "нео". То, что сегодня именуется "сергианством" в православии вообще, а уж тем более в Российской Православной Церкви было от самого её возникновения. Во все века своего существования русское православие было тесно сплетено со светской властью и находилось под ее фактическим контролем. Само его появление и внедрение на Руси было делом рук князей. Это равноапостольный кн. Владимир крестил Русь "огнем и мечем". И всю последующую историю России Православная Церковь действовала в тесном контакте с властью и угождала ей. А уж о синодальном периоде ее истории и говорить не приходится! Для этого есть более древнее название - сервилизм. Все российские иерархи назначались с ведома и согласия власти и преданно служили князьям, царям и императорам. Были, конечно, отдельные исключения в виде Митрополита Филиппа (Колычева), преп. Нила Сорского, но они погоды в русском православии не сделали. К чему это привело в 1917 году - хорошо известно. Однако сервилизм в условиях, пусть и номинально, но православного царства - это не совсем то же, что предательство Церкви в руки открытых богоборцев и кощунственное отрицание в их интересах самого факта гонений за веру, хула на мучеников...

"Молчаливое согласие вместо обличения антинародной политики существующей власти, приводящее к распаду государства, демографическому кризису и другим негативным последствиям". С этим утверждением я не вполне согласен. Согласие это отнюдь не молчаливое, а весьма словообильное. Вспомним хотя бы заявление Патриарха Алексия II президенту Путину в храме Христа Спасителя на Пасху, что народ, благодаря президенту, ни в чем не нуждается. А что касается распада государства, то к нему как раз и подталкивает чрезмерно великодержавная псевдопатриотическая политика,поддерживаемая большинством в РПЦ МП, в том числе и епископом Диомидом и его приверженцами. В то же время демографический кризис характерен не только для России – он присущ всему современному христианскому (или, если угодно, постхристианскому) миру.

Оправдание и благословение персональной идентификации граждан... Само по себе присвоение ИНН ничего, кроме чисто технической роли, по-моему, не играет. Ведь при этом никто своего имени и фамилии не теряет и никому татуировок с ним не собираются делать. Что же касается "шестерок", якобы обнаруженных в орнаментах на листах паспортов, то это мне напоминает детские ночные страхи, когда пятно на стене или причудливая тень воспринимается буйной детской фантазией как какое-то чудовище. Или гадание на кофейной гуще, когда результаты оного зависят от силы воображения гадателя, узнающего в потеках этой гущи те или иные образы. При желании еще и не то можно увидеть.

Одобрение демократии. Бессмысленно препираться, есть ли демократия в аду или ее там нет. Никто оттуда не возвращался и не докладывал. В раю ее, вероятно, нет, потому как не нужна – там его обитатели другим заняты. А вот на земле еще пока нужна, т.к. Царства Божия на ней по определению быть не может – не стоит землю с раем сравнивать. Зато неплохо вспомнить, что Бог сказал пророку Самуилу, когда древне иудеи потребовали дать им царя, что это не Самуила они отвергли, а Его. А как становились судьями в доцарском Израиле? Не иначе как выборами, т.е. теократия осуществлялась через демократию. А как становятся Патриархами или Папами? Разве не через выборы? Причем Патриарх избирается на Поместном Соборе, в котором, кроме иерархов, участвуют рядовой клир и миряне. Конечно, при избрании Патриарха Тихона окончательное решение было оставлено за Богом через жребий, но три кандидата для жребия избирались по демократической процедуре!

Параноидальные восклицания про "всемирное масонское правительство" даже обсуждать не хочу. Это из того же арсенала, что и "Протоколы сионских мудрецов".

"Мы не считаем, что у нас один "Всевышний" с иудеями, мусульманами, и прочими религиями и учениями". Довольно странная для монотеиста позиция. Разве Всевышних много? Всевышний у всех людей на Земле Один, различны представления о Нем. По крайней мере, три религии, называемые "народами Книги" - иудаизм, христианство и мусульманство - восходят к Ветхому Завету, где Единый Бог именуется Элохим, Яхве, Иегова. Ни Евангелия, ни Коран этого не отрицают, хотя двух других Ипостасей Святой Троицы иудеи и мусульмане не признают. Древним иудеям Бог являлся облаком, за которым они шли из египетского плена, позже Моисею – Неопалимой Купиной. Новозаветным иудеям – будущим христианам - Он счел возможным предстать в одной из трех Своих ипостасей – Сына, Иисуса Христа. Не будем уподобляться ветхозаветному Иову и не станем вопрошать Бога: почему, за что и как. Бог ведь отвечал ему из бури, а готовы ли мы к такой буре?

О нравственных ценностях. Никто не отменял нравственных ценностей Десяти Заповедей, изложенных на скрижалях, полученных Моисеем и записанных в Ветхом Завете, так что они едины и для иудеев, и для христиан, и для мусульман. Христос же сказал, что Он пришел не отменить Закон, а исполнить.

"Мы озабочены и не согласны с попранием принципа соборности в связи с долгим отсутствием созыва Поместного Собора и передачи важнейших его функций собору архиерейскому". А в этом вопросе я абсолютно солидарен с авторами послания. Так же, как и не согласен с тем, что по Уставу РПЦ МП 2000 года высшим органом церковного управления становится Архиерейский Собор. Таким образом миряне полностью отсечены от управления Церковью.

В целом эти документы производят на меня несколько удручающее впечатление. Это кредо крайне консервативного и достаточно агрессивного крыла РПЦ МП, но вызывающего уважение своей смелостью. Тем более, многие обвинения в адрес РПЦ МП не всегда обоснованны, о чем говорилось выше.

Владимир Ойвин,
"Портал–Credo.Ru"

 


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования