Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Рецензия на еще не поставленный фильм. Насколько актуальны пируэты польского клерикализма для России?


Следующий киношедевр американского режиссера Мела Гибсона будет на польском языке - для кого-то не менее экзотичном, чем арамейский и майя, использовавшиеся в его прежних постановках. Дело в том, что группа польских общественных деятелей из "Института прелата Хенрика Янковского" ведут переговоры с режиссером о возможном создании фильма – биографии прелата.

Мела Гибсона в России знают все, Хенрика Янковского не очень. Напомним – этот семидесятилетний католический священник, бывший настоятель костела св. Бригиды в Гданьске, был капелланом "Солидарности" и тесно связан с антикоммунистическим сопротивлением. Не лишенный харизмы священник после крушения коммунизма в 1989 году продолжал удивлять своими не менее горячими выпадами, только теперь уже против евреев и Евросоюза, которые, по его суждениям, желают уничтожения Польши. Помимо проповедей с подобным содержанием, священник однажды на Пасху украсил свой костел явно антисемитскими декларациями. В его душепастырской биографии – неоднократные запрещения чтения проповедей, уголовные дела по обвинениям в незаконном предпринимательстве и… совращении министрантов (служек-мальчиков) своего прихода. Последнее, правда, не подтвердилось. В 2005 году писатель Павел Хуэлле в газете "Речь Посполита" написал о Х. Янковском, что "этот человек, скорее гауляйтер или генсек, нежели священник…, одержимый фобией коммунистического образца в отношении любого другого, будь то еврей, педофил или евроэнтузиаст". Суд первой инстанции признал эти утверждения выходящими за рамки критики и присудил принести извинения священнику и выплатить штраф. Однако в апелляционной инстанции победил писатель. Еще можно добавить, что особую известность ксендзу-прелату принесло австралийское вино "Монсеньор" с его собственным изображением на этикетке.

Судя по последним сообщениям из Польши, вокруг личности ксендза Х. Янковского формируется масштабный бизнес- и пиарпроект, могущий стать весьма значимым и политически, с учетом усиления антиевропейских ноток в высказываниях и действиях лидеров страны. Помимо фильма, планируется также запуск косметической линии с брендом "Хенрик Янковски", о чем вроде бы уже ведутся переговоры с Францией и Китаем (таким образом, впервые образ священника, наряду со звездами спорта и шоу-бизнеса, запахнет парфюмом), выпуск различной сувенирной продукции с символикой, так или иначе связанной с бывшим капелланом "Солидарности". Еще есть планы открыть по всей стране клубы-кафе имени Х. Янковского, где молодые люди могли бы не только потягивать напитки из тары с портретом этого склонного к позерству ксендза на этикетке. При этом называются и спонсоры, готовые вложить в это огромные деньги.

В принципе, все это похоже на сюжет для изданий типа "Крокодил" или польских "Шпилек", однако за таким сюжетом можно разглядеть вполне определенную социологическую тенденцию. Польша за последние полтора десятилетия прошла путь от последовательного антикоммунизма к европейской демократии, а от нее почему-то вдруг стала дрейфовать в сторону совершенно определенной ксенофобии и клерикализма. Не раз отмечалось, что у Польши и России, несмотря на все их различия, есть что-то общее на путях посткоммунистического развития. Только в России все это более "верхушечно" и больше напоминает политические проекты, спускаемые сверху правящим истеблишментом неразвитому (по сравнению с Польшей) гражданскому обществу. Этот самый истеблишмент определяет своих граждан дефиницией "пипл, который все схавает", или простым польским словом "быдло". Увы, это не журналистское преувеличение – приходилось подобное слышать в весьма солидных бизнес- и политтехнологических кругах.

И было бы не лишним проиграть вариант, согласно которому и в России, в условиях растущих клерикальных тенденций, будет сделана ставка на фигуру раскрученного и не лишенного определенной привлекательности, или даже харизмы, священнослужителя. Потому что как ни крути, среди светских деятелей "православно-ксенофобского" направления ну нету вожаков, и даже выпуск перцовой горилки "Православный гражданин" или коллекции исподнего "Византийский клуб" ничего здесь не изменят. (Кстати, директор программ Всемирного русского народного собора уже выступил с инициативой выпускать какую-то особую водку в одноразовой таре, которая вроде бы призвана защитить здоровье русского народа, вымирающего от "паленки", под гарантии власти и церкви.) Кроме того, у нас уже пользовались подобной формой самопиара гг. Жириновский и Брынцалов. Может, от этого и был какой-то эффект, но только в бизнесе, а не политике. Вполне вероятно создание под какого-нибудь из известных клириков (скорее всего, из ОВЦС МП) некоего подобия хорошо структурированных "Наших". Ведь такой священник, "надмирской" по своему статусу, может оказаться очень выигрышной фигурой на пути к торжеству ксенофобии.

Впрочем, можно быть уверенным, что в Польше ксенофобский проект "Янковский" не достигнет серьезных успехов. Уж очень сильно эта страна политически и социально интегрирована в Европу, и у мира, и у поляков хватит разума на то, чтобы даже поиграв в жесткую ксенофобию, однажды остановиться. Уже сегодня нельзя сказать, что безусловной поддержкой в польском обществе пользуется идеологический и политический курс правящей клерикал-националистической коалиции с ласково звучащей аббревиатурой ПИС ("Право и справедливость"). Только нужно помнить, что если нам предложат вариант "харизматичного попа" с набором радикально-религиозных и национал-ксенофобских лозунгов, то таким "попом" будет двигать отнюдь не христианская мотивация. Всей Польше, очень доверяющей Костелу, сегодня известно и очевидно, что у ксендза Янковского есть три страсти - богатство, позерство, и генсековская болезнь медалемании. Страсть к министрантам, как говорилось выше, суд не доказал.

Иван Нелюбов,
для "Портала-С
redo.Ru


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования