Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Иррациональное и политика. В экспертных заключениях по делу "нурсистов" - ключ к пониманию многих сегодняшних религиозно-общественных реалий


Первый месяц лета, а сегодня - его последний рабочий день, особенно запомнился красноречивыми декларациями и действиями на религиозно-политическом фронте. Московская патриархия (точнее, ее ключевое ведомство - ОВЦС) не сбавляет оборотов в своих попытках стать новой идеологией для внутренней и внешней политики России, а также высказывает претензии на роль ведущего российского и международного правозащитника. При этом все глубже эволюционирует неоднократно озвученный тезис одного из самых высокопоставленных чиновников ОВЦС МП о том, что есть вещи (и они принадлежат по преимуществу Церкви) поважнее, чем человеческая жизнь. В июне этот тезис был концептуально углублен, и россияне, в том числе на Церковь уповающие, узнали, что не так страшно, если погибнет все человечество, главное, чтобы святыни остались. Впрочем, вопрос, о для кого же эти святыни предназначены, так и повис в воздухе.

А почти за три тысячи километров от Свято-Данилова монастыря, в священной Палестине, исламисты ХАМАС энергично бились в поединке со своими же братьями-мусульманами из Фатх, и ныне им аль-Каеда предлагает вступить в новый священный бой с опять же мусульманами из Египта и Саудовской Аравии. Первые выводы из всего этого таковы: относительный порядок хамасовцы в Газе, может быть, и наведут, но у них абсолютно нет программы позитивного общественного строительства, и потому их политическая перспектива выглядит плохо и туманно, к вящей радости "сионистского врага", рассуждающего вслух со специфическим, на письме не передаваемым акцентом: за чей счет этот победный пир исламизма и калашниково-кассамовский фейерверк?

Эти два религиозно и географически далеких друг от друга факта приводят к одному общему вопросу: почему всякое активное проявление религиозного начала в современной политической и общественной жизни обязательно происходит через… совершенно алогичные, иррациональные явления и действия, мало объяснимые простым человеческим разумом?

Подобие ответа на этот вопрос нашлось в содержании другого июньского события с религиозной составляющей, а именно – предания гласности вердикта по делу о книгах Саида Нурси, разбиравшемуся в закрытом режиме Коптевским райсудом Москвы. Что и говорить, осуждение книг и идей - вещь очень неприятная, но мудрость учит, что даже в таких событиях имеется определенный урок и позитивный смысл. Так вот, в заключении экспертов-"психолингвистов", заказанном коптевской судьей, имеется очень кондовая, написанная на совково-бюрократическом новоязе фраза: "Содержание "Рисале-и-нур" [основного труда жизни турецкого богослова-мистика ХХ века] представляет собой попытку повлиять на психику читателя подсознательно, используя механизмы религиозного верования, то есть происходит формирование сознательных ценностей и убеждений на иррациональной основе". Один из смыслов этой лингвистически бестолковой конструкции "психолингвистов" на приемлемом русском языке звучит примерно так: невозможно на иррациональной основе формировать категории, требующие рационального интеллектуального содержания. И нельзя, расширим мы эту мысль, вторгаться в сферу рационального (каковой является политика), действовать в ней на основе начала иррационального, каковым является религия. Ибо видимые результаты этого, как показывают некоторые события уходящего месяца, могут оказаться просто негативными. А в судебно-экспертной кондовости может вполне сыскаться полезноезернышко.

Еще на один вывод натолкнуло содержание уже экспертного заключения по книгам Нурси. В нем, во многих местах, говорится, что подобного рода литература есть источник диффамации по отношению к неверующим и атеистам, унижения их взглядов. Не будем сейчас оценивать взгляды атеистов и неверующих, такая оценка со стороны верующих по определению субъективна. Поговорим о другом. Ведь в подобных оценках зафиксирована еще одна черта нашей сегодняшней жизни - недопущение на авансцену общества атеистов и агностиков, практическая невозможность для них высказывать и реализовывать свои взгляды и убеждения. Рискнем предположить, что подобным образом государство, через решение по делу мусульман (!), просигнализировало: а не "перебарщиваем" ли мы cрелигией? И вполне возможно, что в следующий раз такой сигнал будет запущен через казус с православными.

Думается, что и нормально мыслящий современный верующий человек вполне благосклонно отнесется к тому, чтобы агностики и атеисты напомнили о своем существовании обществу. Ведь это будет свидетельством демократической зрелости, отсутствия мировоззренческих перекосов, характерных для тоталитарного мышления. И верующие в таком живом сосуществовании с людьми иных убеждений смогут лучше и объективнее взглянуть на себя и на свою религию, в чем-то даже избежать ее профанирования. Ведь сегодняшнее одностороннее и изрядно внешнее торжество религиозности в политике своим результатом имеет не только явления, отмеченные выше. Есть опасность наступления в стране тотального клерикализма. В форме высшей стадии идиотизма. Это не есть хорошо.

Исмаил-Валерий Емельянов,

для "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования