Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Церковный призыв. Священники в воинских частях стремятся возродить советскую армию


Необходимость введения института военного духовенства в российской армии стала лейтмотивом V Всероссийских сборов военного духовенства, завершившихся 25 июня в Новгородской области. Главным инициатором внедрения капелланов является, естественно, Московская патриархия, а участие в сборах представителей "традиционных" ислама, иудаизма и буддизма можно с уверенностью назвать номинальным. Большинство на сборах и на других подобных мероприятиях составляют только священники РПЦ МП, что вполне объяснимо, так как простые солдаты, военруки и генералы обращаются в первую очередь к православию. Однако последнее слово всегда остается за церковными деятелями РПЦ МП. Церковные деятели игнорируют сомнения общественности в целесообразности введения института военного духовенства, протесты части мусульман (к примеру, Совета муфтиев России и Духовного управления мусульман Нижегородской области) и даже критическое отношение к официальному утверждению православных капелланов в армии со стороны министерства обороны РФ. В апреле 2006 года вице-премьер и тогдашний министр обороны РФ Сергей Иванов высказался так же, как мог бы сказать любой трезвый светский политик: "Я не поддерживаю идею юридически закрепить вопросы взаимодействия священнослужителей и воинских частей. Мое личное мнение - все это должно идти естественным путем. Есть военные части, так уже сложилось в отдельных родах Вооруженных сил, где есть взаимная тяга, взаимная работа в этом направлении, и никто этому не мешает. Но делать это силой закона, силой приказа я считаю неправильным, это должно вызреть естественным путем, а не приказным".

Основной причиной, по которой священники должны придти в армию, объявляется необходимость особого нравственного воспитания для современных вооруженных сил. Все, без исключения, клирики отмечают, что только церковные служители смогут поднять моральных дух солдат и, таким образом, решить многие проблемы, с которыми сталкивается армия сегодня. Предложения Церкви в адрес Министерства обороны РФ носят предельно общий, идеологический характер, они не призывают ни к реформам, ни к каким-либо радикальным изменениям армейской системы, не выносят на обсуждение общества никаких принципиально новых социальных инициатив.

Для того, чтобы попытаться понять, каковы будут последствия введения военного духовенства в армии, надо задать себе несколько максимально простых и очевидных вопросов. Слышал ли кто-нибудь и когда-нибудь о том, что батюшки участвуют в движении солдатских матерей, защищают солдат от дедовщины, помогают пострадавшим от дедовщины, прячут их в храмах, добиваются осуждения случаев дедовщины от прокуратуры? Нет. Есть лишь заявления о том, что после посещений священником воинских частей уровень дедовщины якобы немного снижается. Участвуют ли священники в движении по недопущению использования солдат в качестве рабской силы? Выступает ли духовенство за улучшение условий жизни и питания рядовых солдат? Нет.

Большинство священнослужителей, которые "окормляют" воинские части в епархиях, являются отставными офицерами советской армии, которые выступают за укрепление армии и считают, что каждый молодой человек "должен отслужить в армии, чтобы стать настоящим мужчиной". Представления об армии у таких "духовников" корпоративные - такие же, как и у бóльшей части военных, которые обычно заявляют о необходимости поднятия патриотического духа в армии, считая, что любые реформы, кроме повышения довольствия офицерам и прапорщикам, только ослабляют российские вооруженные силы. С советских времен считается, что дедовщина "в умеренном варианте" является вполне нормальным явлением, так как соподчиненные особые отношения старших и младших есть во всех армиях мира. В последнее время даже стали раздаваться голоса духовенства, утверждающего, будто это разновидность "института наставничества", аналогичного отношениям старца и послушника в монастыре. Интересно, а сексуальные извращения и откровенный садизм, которыми в большинстве случаев сопровождается дедовщина, - тоже обязательный атрибут наставничества в условиях самобытной русской культуры?

Ярким примером того, что духовенство не желает никаких изменений в армии, а стремится лишь поднять ее престиж до советского патриотического уровня, является полное непонимание существующими военными священниками проблемы альтернативной гражданской службы (АГС) - созданной, между прочим, и для верующих, не желающих нарушать заповедь Божию "Не убий". А председатель Синодального Отдела РПЦ МП по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями протоиерей Димитрий Смирнов вообще резко выступает против АГС и считает, что убивать "врагов" это нормально. По его мнению, "в России альтернативная служба создана в угоду 5-7 человек, которые очень много кричат о её необходимости". По словам отца Димитрия, есть несколько причин этой невостребованности: "Во-первых, сказывается наличие у призывников чувства патриотизма, во-вторых, срок альтернативной службы на год больше срока действительной военной службы и чаще всего альтернативная служба не престижна". "Сектанты", по мнению отца Димитрия, идут на альтернативную службу лишь для того, чтобы распространить свои убеждения: "Что касается иеговистов, то они идут на альтернативную службу исключительно для того, чтобы заниматься прозелитизмом. К тому же, как известно, сектанты против всякой государственности, для них служить Отечеству – это как острым ножом по горлу".

Отец Димитрий не зря упомянул о "сектантах". Дело в том, что в отсутствие социальной программы капелланства в ВС России, именно "антисектантская" борьба становится единственным реальным социальным проектом, помимо обтекаемых морально-нравственных проповедей перед выстроенным на плацу полком, молебнов и благословений на кровавые поездки в Чечню. Эту тему специально затронул заместитель председателя ОВЦС МП протоиерей Всеволод Чаплин в ходе своего доклада во время прошедших V Всероссийских сборов военного духовенства. Вот отрывок из его выступления: "Единственное от чего хотелось бы предостеречь – это от миссионерского соревнования в армии. Сегодня оно, наверное, уже уходит в прошлое, но помню времена, когда неявственного происхождения миссионеры под видом благотворительной деятельности, под видом социальной помощи, под видом культурной деятельности, каких-то контактов проникали в воинские части, военные учебные заведения и там вели свою деятельность, несмотря на то, что в этих воинских частях, учебных заведениях практически не было последователей тех религиозных учений, которые представляли миссионеры. Т.е. они вели ярко выраженную деятельность, направленную не на то, чтобы помочь уже имеющимся своим последователям, а для того, чтобы обратить в свою веру тех, кто находился в этих воинских частях и учебных заведениях. Я думаю, что этого в армии быть не должно". По существу отец Всеволод Чаплин прав – неизвестным никому "сектантам", равно как и любым проповедникам, доступ в армейские части должен быть запрещен. Однако фактически слова отца Всеволода означают другое – на сборы не приглашены католики и протестанты, то есть христиане, которые активны в социальной сфере и у которых могут быть верующие в воинских частях. Отныне любые их акции будут рассматриваться как "сектантские".

Категоричность и агрессивность священства, требующего введения института военного духовенства, настолько велика, что вызывает, возможно, не совсем беспочвенные опасения – и чем дальше, тем больше. Причем, почти никто принципиально не выступает против того, чтобы Церковь окормляла армию. Как отмечает, к примеру, адвокат и сопредседатель Славянского правового центра Анатолий Пчелинцев, "православное духовенство может и должно окормлять военных. На сегодняшний день в законе о статусе военнослужащих есть статья 8 о свободе совести и вероисповедания, которая не выдерживает никакой критики. В пункте 4 этой статьи сказано: "Государство не несет обязанностей по удовлетворению потребностей военнослужащих, связанных с их религиозными убеждениями и необходимостью отправления религиозных обрядов". Между тем, статья 28 Конституции РФ гласит, что "каждому гарантируется свобода совести". Возникает противоречие: Конституция говорит одно, а федеральный закон о статусе военнослужащих – совсем другое. Однако нельзя с водой выплескивать ребенка и проводить радикальную клерикализацию армии. Психологи и заместители командира по воспитательной работе также нужны. Если мы откажемся от тех, кого смогли подготовить за все эти годы, оставшись только с военными священниками, то как бы не получился обратный результат – дедовщина, но уже на религиозной почве".

Однако пока что дедовщине на религиозной почве подвергается скорее само общество, от которого, как от "салаг" и "молодых", РПЦ МП требует предоставить уже не прямо деньги и сигареты, а уступки в области образования, армии, в реституции собственности, в идеологическом контроле над СМИ, иные привилегии. Утверждение на законодательном уровне прав одной конфессии – РПЦ МП, которая и сейчас стала представительницей интересов всех "традиционных" религий (представлены их интересы на самом деле или нет – одному Богу известно) – на уровне политического и общественного сознания рушит идею многоконфессиональной, многообразной России со всеми ее религиозными, региональными особенностями. О необходимости такого огосударствления на практике говорит все священноначалие РПЦ МП. Рупором этого имперского направления стал "соловей ОВЦС" (как когда-то "соловьем Генштаба" именовали писателя Александра Проханова)протоиерей Всеволод Чаплин. Но он же говорит в ряде своих выступлений и прямо противоположное: "Я не думаю, что Церковь стремится стать государственной структурой. Для Церкви вообще довольно плохо быть органом власти". Как это можно еще расценивать, если не православный постмодернизм? Но это такой "постмодернизм", за которым стоят реальные трагедии жертв российской армии и реальная кровь...

Роман Лункин,
для "Портала-
Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования