Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Москва - Ватикан: на финишной прямой. Устранено одно из главных препятствий на пути восстановления дружеских связей РПЦ МП с папским престолом


Упразднение самостоятельной РПЦЗ как заметной и влиятельной идеологической альтернативы Московскому патриархату стало хорошим поводом для разговоров о восстановлении былой экуменической активности РПЦ МП. Именно благодаря контактам с "западными братьями" большинство руководящих работников Московской патриархии сделали свои успешные карьеры. И дело не только в ностальгии по добрым старым временам и теплым приемам в Ватикане и Женеве. Дело, главным образом, в том, что идеология "молодого экуменизма" 1960-70-х гг., по-своему романтическая и пассионарная, действительно во многом сформировала мировоззрение, точнее - мироощущение, этих руководящих работников. Поэтому публичное поругание, которому предавался экуменизм в РПЦ МП под влиянием "неофитов" 90-х, вызывало у многих иерархов плохо скрываемое раздражение. Ныне этап "оголтелого антиэкуменизма" остался позади, а добровольная капитуляция РПЦЗ(Л) стала серьезным ударом по позициям консерваторов в РПЦ МП, чью идеологию сами ее "отцы-основатели" признали несостоятельной и проигрышной по сравнению с "сергианско-экуменической" идеологией официальной Московской патриархии. Кроме того, не будем списывать со счетов и "экономическую составляющую" экуменических контактов РПЦ МП с Ватиканом, которая приносила многим их участникам с московской стороны неплохие дивиденды, причем в материальном выражении.

В Ватикане расценили состоявшуюся 17 мая капитуляцию РПЦЗ(Л) и как собственную победу. Глава Папского совета по содействию единству христиан, то есть главный штатный экуменист Ватикана, кардинал Вальтер Каспер заявил в день подписания "Акта о каноническом единстве" РПЦ МП и РПЦЗ(Л), что "объединение является важным шагом также для нас и для сближения с Православной Церковью". Действительно, главная сдерживающая сила этого сближения, главный источник системной идеологии противодействия экуменизму теперь упразднен. Оставшиеся центры этой идеологии раздробленны и малоавторитетны. Возникающие в лоне самой РПЦ МП группы консервативной оппозиции, даже возглавляемые епископом (как, например, группа епископа Диомида), не могут претендовать на ту авторитетность и, скажем так, первородство, что были у РПЦЗ. Ведь этим группам всегда можно указать на их собственную причастность к РПЦ МП, а значит и на ответственность за ее отступления, и на "оскверненность ее ересями".

Как все мы прекрасно помним, объединение РПЦ МП с РПЦЗ(Л) инициировал в сентябре 2003 года лично президент Владимир Путин. Он же и подытожил его, заявив (правда, несколько поспешно) 17 мая с амвона храма Христа Спасителя о вселенской консолидации "русского мира" и об окончательном разрешении противоречий, породивших Гражданскую войну и эмиграцию. Инициатором нынешнего сближения РПЦ МП с Ватиканом также стал президент РФ, что само по себе обеспечивает процессу динамику и хорошие шансы на успех. Минувшим Великим постом не скрывающий своего православного благочестия Владимир Путин лично совершил путешествие к Апостольским вратам и получил аудиенцию у понтифика. Общий язык - немецкий - способствовал особой доверительности беседы "глав двух государств, играющих важную роль в современной мировой политике". Путин передал Бенедикту XVI (Ратцингеру) дар от другого немца - Патриарха Алексия II (Ридигера), сыграв тем самым роль "посла доброй воли", представляющего главу РПЦ МП - "Церкви-сестры" для Римского престола. Считается, что немецкие корни предстоятелей РПЦ МП и Римской Церкви сами по себе способствуют их сближению. (Между прочим, процесс сближения Московской патриархии с РПЦЗ также предварялся встречей двух немцев - Алексия Ридигера и Марка Арндта). А если учесть еще и личное участие президента-германофила, имеющего огромное влияние на российские церковные дела, то выводы становятся достаточно очевидными.

Итак, приоритеты внешней политики РПЦ МП вновь определяет Кремль. Но они в данном случае не противоречат интересам самого церковного руководства. Свои симпатии к Ватикану, доставшиеся ему в наследство от духовного учителя митрополита Никодима (Ротова), всячески подчеркивает в последнее время митрополит Кирилл (Гундяев). Беспроигрышным предлогом для сближения становится общая озабоченность "двух древних Церквей" глобальной экспансией либеральной идеологии, которая якобы подрывает основы европейской цивилизации и грозит то ли нашествием бусурман, то ли вообще физическим вырождением. Под предлогом "совместного противостояния либеральной угрозе" происходит интенсивное сближение двух Церквей, причем термин "экуменизм", как "оклеветанный неофитами", больше почти не употребляется, что, впрочем, не меняет сути явления. Заверения о том, что былые догматические разногласия между двумя Церквами несущественны, что Церкви движутся к единству, что таинства католиков спасительны и благодатны, что с католиками можно вместе молиться (последнее вытекает из официально принятого на Архиерейском Соборе РПЦ МП 2000 года церковного закона - "Концепции об отношениях с инославием"), ничем не отличаются от "экуменической ереси" 1960-70-х гг. Только отказ от самого термина - "экуменизм" - позволяет разным штатным и добровольным апологетам РПЦ МП утверждать, будто "проблема экуменизма снята с повестки дня".

Новую, точнее - хорошо забытую старую, страницу московско-ватиканских церковных отношений должна открыть долгожданная встреча Папы Римского и Патриарха Московского. Неудачные попытки ее организации предпринимались и в 2000 году, когда праздновалось 1000-летие Крещения Венгрии, и в 2002-м, когда Папа Иоанн Павел II "не мытьем, так катаньем" хотел сделать промежуточную посадку "для дозаправки" в Казани. Сейчас эта встреча близка как никогда. 14 июня, в день открытия православно-католической консультации в ОВЦС МП, кардинал Вальтер Каспер, оставшийся, правда, в Риме, внезапно обозначил сроки встречи: "Папа готов ко встрече, и Алексий II тоже... Она может состояться в течение ближайшего года". 16 июня в Риме прошла встреча Папы Бенедикта XVI с новоизбранным главой официальной Кипрской Православной Церкви Архиепископом Хризостомом II. По окончании встречи православный Архиепископ заявил журналистам: "Я готов предложить свои услуги. Между Москвой и Римом существуют контакты, не хватает только встречи". Как сообщили информационные агентства http://www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=54994&topic=522, Архиепископ убежден, что прекрасные познания Бенедикта XVI в православной теологии помогут процессу воссоединения двух Церквей, которые раскололись приблизительно 1000 лет назад. Встреча Хризостома II с Алексием II состоится в Москве 13 июля.

Попытки опровергнуть факт готовящейся встречи Папы и Патриарха оказались весьма неуклюжими, а эмоции настолько захлестнули противников встречи, что они скатились на криминально-блатной жаргон, обозвав готовящееся рандеву на высшем уровне "стрелкой". Особую активность на этом поприще проявил небезызвестный Кирилл Фролов, сомнительными услугами которого почему-то еще пользуется ведомство митрополита Кирилла, которое, с другой стороны, само и готовит встречу. Под непосредственным влиянием Кирилла Фролова состоит курируемое секретариатом по общественным связям ОВЦС МП полуофициозное агентство "Интерфакс-религия". Недоброкачественность такого влияния, которое уже не раз становилось причиной серьезных профессиональных проколов агентства, проявилась и на этот раз, когда "Интерфакс-религия" исказила контекст слов митрополита Кирилла. Якобы комментируя информацию о том, что встреча Папы и Патриарха состоится в течение ближайшего года, глава ОВЦС МП заявил: "Откуда они (эти слухи - "ИФ") появились, трудно сказать. Может быть, кому-то очень хочется, чтобы они были". Не вдаваясь в анализ общей "глубокомысленности" этой фразы, заметим, что почтенный митрополит, конечно, говорил не о том, что кардинал Вальтер Каспер распускает грязные слухи. Оказывается, опровергал владыка Кирилл несуществующую информацию, будто встреча Папы и Патриарха состоится в Москве, а не на "нейтральной территории".

Кстати говоря, а где в действительности может располагаться эта "нейтральная территория? Выступая на экономическом форуме в Санкт-Петербурге в середине июня, председатель Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) Рене ван дер Линден сообщил о том, что он пригласил Алексия II и Бенедикта XVI на сессию ассамблеи в Страсбург, которая состоится в октябре этого года. Глава РПЦ МП, на всякий случай, поспешил откреститься от того, что "историческая встреча" состоится именно в Страсбурге, приведя довольно странный аргумент: "Мое пребывание во Франции будет коротким". В Ватикане в качестве более вероятных мест встречи указывают на Венгрию и Австрию, где, кстати, вовсю подвизается один из наиболее успешных дипломатов РПЦ МП епископ Иларион (Алфеев), имеющий неплохие связи с высшими иерархами Римской Церкви.

А пока суд да дело, в Ватикан потянулись официальные делегации российских бюрократов, уразумевших, что сближение Церквей - дело государственное. Сейчас в Риме за счет российских налогоплательщиков находится межфракционное депутатское объединение "Европейский клуб", делегацию которого возглавляет председатель подкомитета по европейскому сотрудничеству Комитета по международным делам Госдумы РФ Андрей Климов. Делегация "сверяла часы" не с госсекретарем Ватикана, а со все тем же председателем Папского совета по содействию единству христиан кардиналом Вальтером Каспером. Значит, все идет по плану - встреча на высшем уровне не за горами...

Александр Солдатов,
"Портал-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования