Одним из главных событий последних дней в области взаимоотношений исламского и европейского миров стало присуждение звания рыцаря Британской Империи и титула "сэра" "за служение литературе" всемирно известному писателю Салману Рушди, заочно приговоренному к смерти духовными лидерами Ирана. Традиционное обнародование 16 июня списка лауреатов государственных наград Великобритании имело в 2007 году явный политический подтекст, так как предсказать реакцию радикальных исламистов на награждение Рушди было проще простого – это мог бы сделать даже человек, не искушенный в политике. Еще в 1989 году Рушди был заочно приговорен к смертной казни духовным лидером Ирана аятоллой Хомейни за свою книгу "Сатанинские стихи". Хомейни объявил убийство Рушди долгом каждого правоверного мусульманина и назначил за его голову награду – около 3 миллионов долларов. Добрая старая Англия не только спрятала Салмана Рушди, но и как будто намеренно сделала его одним из самых знаменитых культурных деятелей современности. Он стал свидетельством возможности существования в этом мире жесткой и непримиримой альтернативы агрессивному исламу, неподчинения требованиям исламских фундаменталистов под покровом европейского плюрализма. Такое впечатление, что без некоторых видимых знаков европейской свободы и независимости "ваххабитская" плотина будет неминуемо прорвана, так как у агрессивного исламизма возникнет возможность подчинить себе этот "духовно слабый" западный толерантный мир. Однако этот мир не так уж и слаб, он в значительной мере лишь кажется таковым. Европейцы, а в особенности англичане, всегда славились своим умением занимать четкую принципиальную позицию по ключевым вопросам международных отношений. Демонстративное возведение Великобританией Салмана Рушди в рыцарское достоинство вольно или невольно стало средством тестирования целого ряда официальных представителей исламского мира. Полученные результаты тестирования позволяют западным странам занять более определенную позицию по отношению к исламизму и его распространению в мире. Стоит вчитаться и твердо запомнить реакцию Ирана и Пакистана на поступок британской короны. 19 июня представители внешнеполитических ведомств Ирана и Пакистана не только выразили свой протест по поводу рыцарства Салмана Рушди, но и дали развернутый комментарий. Этот комментарий в основном соответствует тем заявлениям, которые изредка делают по своим каналам так называемые представители "Аль-Каеды". Так, министр по религиозным вопросам Пакистана Иджаз уль-Хак заявил, что возведение Салмана Рушди в рыцари способствует разжиганию терроризма и оправдывает нападения смертников: "Если кто-то устраивает нападение с закрепленной на теле бомбой для того, чтобы защитить честь пророка, такое поведение считается оправданным". Официальный представитель иранского МИДа Мохаммад Али Хосейни повторил не раз сказанные Усамой Бен Ладеном слова о том, что Запад сам навлекает на себя большую беду, то есть он сам виноват в действиях "ваххабитов": "Чествованием ненавистного отступника британские государственные деятели оскорбляют чувства мусульман и восстанавливают против себя мир ислама <...> Этот поступок доказывает, что нарушение святынь ислама отнюдь не случайно, а организовано и совершено при поддержке и под руководством ряда западных государств. Чествование ненавистного вероотступника определенно воздвигнет барьер между британским государством и исламскими странами, потому что этот поступок еще раз задел их (мусульман) религиозные чувства". Помимо прочего, иранские и пакистанские заявления говорят о том, что страны, где господствует идеология фундаменталистского "чистого ислама", изначально не признают и не пытаются даже осознать суверенности западного мира, его права судить о правах и свободах человека по-своему. Таким образом, такого рода исламизму в рамках сложившейся геополитической ситуации необходимо постоянно напоминать о самостоятельности, независимости европейской христианской (пусть даже полу- или постхристианской) цивилизации. В сознании европейских деятелей – политиков, журналистов, писателей и т.п. – не случайно появляется неосознанная мысль о том, что надо расставлять красные флажки, которые хотя бы в идейном плане показывают и коренное различие двух систем, и право каждой на резкие заявления и акции. Именно отсюда происходит публикация карикатур на пророка Мухаммеда в датской газете, а затем их перепечатка в целом ряде европейских изданий, отсюда стремление отстоять использование образа пророка Мухаммеда в модной опере, как это было в Германии, запретить ходить в хиджабах в школы и университеты, фотографироваться в них на документы и т.д. Соединенное Королевство продолжило серию ироничных жестов в адрес исламизма, которую начал Папа Римский Бенедикт ХVI, процитировав в 2006 году, выступая в университете Регенсбурга, суждение об исламе византийского императора Мануила Палеолога, боровшегося с Османской империей: "Покажите мне, что нового принес Мухаммед, и вы найдете злые и бесчеловечные вещи, такие, как приказы мечом нести веру, которую он проповедовал". Папа Бенедикт отнюдь не был солидарен с византийским императором, а наоборот призывал к миру между религиями, но само произнесение этих слов задело больную струну в тех же Иране, Пакистане, Турции и других странах. По-моему только организация "Братья-мусульмане" спокойно приняла извинения Папы Римского. В июне 2007 года, после радикальных заявлений представителей Ирана и Пакистана, МИД Великобритании не без удовлетворения не без некоторой доли насмешки подчеркнул "четкую позицию британского правительства, которая выражается в том, что покушения смертников не могут быть оправданы ни чем". Многие аналитики и журналисты предупреждают, что акции, раздражающие исламистов, могут привести к их озлоблению и к увеличению числа терактов и террористов-смертников. Но это скорее похоже на наивное самовнушение, так как смертников готовят и без этого, оправдывая их смерть чем угодно, прежде всего, идеей порабощения и завоевания западного мира, установления в нем исламистских порядков. На этом фоне акции западных политиков, журналистов, писателей и театралов не увеличивают и не уменьшают угрозы терроризма. Они лишь способствуют более четкому разграничению понятий "ислам" и "терроризм". Необходимость "не дать экстремизму приватизировать ислам" особенно ярко выразил член Общественной палаты РФ и президент Института религии и политики Александр Игнатенко. Выступая на научно-практической конференции "Актуальные проблемы противодействия религиозно-политическому экстремизму" в Дагестане, А.А. Игнатенко в своем докладе отметил: "Тактику экстремистов и террористов можно метафорически описать образом "снайпер, ведущий огонь по мирным людям из мечети": преступник и убийца пробрался в дом Аллаха и под прикрытием святыни ведет огонь по живым мишеням. Появляется кто-то, заявляющий себя выступающим от имени мусульман, в их защиту и защиту ислама. И совершает ужасные преступления – грабежи и убийства. А действия властей, направленные на защиту граждан от таких экстремистов и террористов, от, образно говоря, "снайпера, засевшего в мечети", некоторыми комментаторами подаются как проявления "враждебности к исламу", "преследования мусульман", "исламофобии". Подобные провокационные трактовки используются экстремистами и террористами для расширения круга своих немногочисленных сторонников". В полной мере эта проблема все больше встает и перед европейскими странами, которые часто обвиняются в том, что они сами не только допустили в свою страну мусульман-гастарбайтеров, но и позволили легально существовать отделениям международных радикальных организаций. Эта проблема остро стоит, в первую очередь, перед Англией и Германией. В Англии находятся штаб-квартиры целого ряда исламских фондов, которые неизвестно куда вербуют людей, в Лондоне прячутся чеченские комбатанты. В Германии действуют десятки исламских ассоциаций и союзов, в основном объединяющих турок, которые не только выступают за свои права, но и требуют в будущем исламизировать Германию. Исламистские организации в Германии или в Англии существуют в том числе и потому, что в Европе вообще легче, чем в России, создать общественную организацию. Преследования мусульман, как это часто происходит в России, – только потому, что они объединены в организацию, – прямо и неуклонно увеличивает число сторонников радикалов. Гуманитарные методы, которые предпринимают правительства европейских стран для инкультурации мусульман, часто называют запоздалыми и неэффективными, но это так только на первый взгляд. Стремление обучить турок немецкому языку и истории в Германии, ввести курс исламоведения в светских вузах и граждановедения в медресе в Англии и другие культурные меры неизбежно приведут к созданию прослойки образованных британских мусульман. Можно сказать, что инкультурация простых мусульман и ироничные политические намеки в адрес исламистов-радикалов являются только первым этапом формирования нового типа отношений западного и исламского миров. На этом этапе важно столкнуться со всеми возможными трудностями и угрозами, чтоб знать сразу, с кем европейцы имеют дело. В конце концов, европейские мусульмане и сами европейцы отсеют тех, кто не понимает английского или датского юмора. Роман Лункин, для "Портала-Credo.Ru" |