Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Митрополичий Собор


В эти дни в Москве проходит Всемирный русский народный собор. Он представляет собой важный институт, связующий Церковь и общество, священноначалие и православную интеллигенцию. Новый Устав РПЦ МП (принят два года назад) не устанавливает четких сроков созыва Поместного Собора (это высший орган церковного управления, состоящий из епископов, клириков, монашествующих и мирян). Устав говорит лишь о том, что "сроки созыва Поместного Собора определяются Архиерейским Собором". Между тем, согласно принципам церковного управления, миряне имеют право участвовать в управлении Церковью только через Поместный Собор. В результате, они оказываются отстраненными от решения церковных проблем.

Восполнить этот недостаток Устава, восстановить диалог между мирянами и Священноначалием, и призван в какой-то степени Всемирный русский народный собор. Председателем Собора является сам Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй, а должности его заместителей занимают митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл и председатель Союза писателей России Валерий Ганичев. Традиционно в работе форума участвуют епископы РПЦ МП, представители православной интеллигенции и многие российские политики, которые по каким-либо причинам добиваются поддержки Церкви. С годами статус Собора, его роль в общественной жизни России постоянно росли и достигли пика в ходе работы предыдущего, шестого Собора – в нем принял участие президент России Владимир Путин.

Нынешний, седьмой форум крайне важен, поскольку проходит в условиях, когда Церковь активно ищет свое место в меняющемся мире. Недавняя дискуссия вокруг введения в школах "Основ православной культуры" показала, что Церковь не удовлетворена "отделением от государства", практиковавшимся советским правительством, но пока не знает четко, как строить свои отношения с властью и обществом в новых условиях. Поэтому Собор очень важен с точки зрения "обкатки" новых идеи и концепций, тестирования их на предмет поддержки со стороны православной общественности.

Болезнь Патриарха Алексия, который не смог принять участие в работе форума, резко снизила статус Собора. В отсутствие первых лиц Собор превратился в бенефис митрополита Кирилла, руководителя Отдела внешних церковных связей Московского патриархата. Очевидно, именно он выступил непосредственным организатором форума с церковной стороны. Тема, представленная на обсуждение участникам Собора, весьма актуальна: "Вера и труд: духовно-культурные традиции и экономическое будущее России".

Дискуссия по предложенной теме показала, что Церковь наконец нашла общественную нишу, заняв которую она надеется обрести устойчивые позиции в условиях перемен в российской экономической и политической системе. Церковь делает серьезный крен в социальную сферу. Ранее на обсуждение социальных вопросов между властью и Церковью было наложено негласное табу. Теперь Церковь берет на себя роль заступницы за малоимущих перед властью и предпринимателями. Она предлагает деловым людям (и об этом шла речь на Соборе) руководствоваться по отношению к своим работникам православной этикой. Одновременно Церковь налаживает отношения с профсоюзами. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что в работе Собора принял участие председатель Федерации независимых профсоюзов России Шмаков.

Вкратце основные положения церковного видения взаимоотношений между работниками и работодателями изложены митрополитом Кириллом в интервью профсоюзной газете "Солидарность": "Церковь не должна вмешиваться в дела государственного управления, по слову Спасителя: "Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу" (Мф. 22. 21). Однако это не означает ее отказа от нравственной оценки неблаговидных действий власть имущих или работодателей. В Священном Писании справедливо сказано: "Трудящийся достоин награды своей" (Тим. 5. 18). Поэтому Церковь неизменно указывает на недопустимость таких греховных поступков, как невыплата заработной платы, неуважение к чужому труду, сознательное лишение человека возможности обеспечить свое пропитание. Церковь всегда выступает в защиту безгласных и обездоленных, за максимально справедливое распределение продуктов труда".

Фактически, речь идет о выработке православной деловой этики, в отсутствии которой так долго обвиняли Россию и православие.

Любопытно, что в ходе обсуждения заявленной темы отдельные участники Собора высказались за возвращение Церкви отнятого у нее большевиками имущества, каковое, по мнению участников Собора, могло бы пойти на благотворительные нужды. Таким образом, на форуме фактически представлена новая позиция Церкви по социальным вопросам. В обмен на церковную собственность Церковь готова взять на себя часть функций системы социального обеспечения (как, собственно, и было в досоветскую эпоху).

Во всяком случае, как показывают результаты Собора, Церковь склонна взять на себя функции посредника между работодателями и наемными служащими. Фактически на съезде устами митрополита Кирилла озвучена целая программа по взаимодействию Церкви и общества.

Почему эта программа выдвинута именно сейчас – понятно. Болезнь Патриарха с неизбежностью дала старт внутрицерковной борьбе за право стать его преемником. Рано или поздно затянувшаяся болезнь Патриарха вынудит церковное руководство создать что-то вроде института "регентства", то есть выделить из своей среды епископа, который обеспечит руководство текущими делами Церкви. Понятно, что такой церковный деятель будет иметь наибольшие шансы стать Патриархом. Глава Церкви должен иметь "доброе свидетельство от внешних", в том числе благожелательное отношение со стороны власти и позитивный имидж в обществе. Поэтому тот, кто станет идеологическим лидером, лидером в глазах общественного мнения, сможет захватить "господствующие высоты" в церковном руководстве.

Митрополит Кирилл традиционно считается одним из влиятельнейших кандидатов на патриарший престол и потому вынужден сформулировать свои взгляды на то, какими путями должна развиваться Церковь и каково ее место в обществе. Следует признать, что новое понимание роли Церкви в российском обществе сформулировано им удачно. Новая ниша позволит Церкви не поссорится с основными политическими игроками и, вместе с тем, повысить свое влияние на ход политических и экономических процессов. Поэтому прошедший Собор следует признать большим успехом митрополита Кирилла. Вместе с тем, неучастие в Соборе первых лиц государства показывает, что российские руководители пока не приняли окончательного решения о том, кого им поддерживать во внутрицерковной борьбе и сознательно дистанцировались от участия во Всемирном русском народном соборе. Учитывая отсутствие Патриарха, участие в форуме президента В. Путина выглядело бы как поддержка митрополита Кирилла (другой заместитель председателя собора – светское лицо и не имеет веса во внутрицерковных раскладах). Одновременно с президентом от участия в форуме воздержались руководители правительства и российского парламента.

Это означает, что борьба в руководстве РПЦ МП еще не закончена. Митрополит Кирилл презентовал свое видение роли Церкви в жизни страны. По логике противоборства, следующий ход за его противниками. Если Патриарх не будет участвовать в Рождественском богослужении, то его должен будет заменить один из викариев. Митрополит Кирилл не входит в их число. Любопытно будет посмотреть, кто из викариев станет "дублером" Патриарха, если последний не примет участие в богослужении, а также кто из власть предержащих будет в центральном храме страны на Рождество.

Ярослав Родин, для "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования