Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Погром ради культуры. Сторонники обязательного внедрения «Основ православной культуры» в школах России начали артподготовку перед осенним наступлением


Желание сделать светскую школу духовной и нравственной является вполне естественным. Боле того, это желание испытывают как те, кто хотел бы, чтобы в школах преподавался Закон Божий, то есть "Основы православной культуры" (ОПК), так и те, кто выступает за изучение позитивистских предметов - таких как "Мировые религии", "Этика и философия" и т.д. Как показывает опыт внедрения православия в школах в России (в мае против общеобязательного внедрения ОПК выступила общественность Воронежа), существуют и клерикалы, и плюралисты, а это означает, что российское общество – светское, потому что вокруг введения ОПК постоянно возникают споры и конфликты. Очевидно, что как бы этому ни сопротивлялись штатные патриоты и "православные граждане", дискуссии вокруг ОПК уже вышли далеко за рамки простого противостояния министерства образования и профессионального "православного сообщества". Светские люди, которые любят Церковь и считают себя православными, далеко не всегда согласны со всем, что исходит от Московской патриархии.

Для тех, кто носит в своем сердце монархическо-президентский образ Святой бело-красной Руси, ситуация безвыходная, так как государственническое (этатистское) православное сознание не предполагает вообще существования светского общества в его естественном виде - в таком, в каком оно существует, например, в Европе. Принцип светскости уже признан теоретиками "православной цивилизации" и "особого пути" России чуть ли ни одним из семи смертных грехов. Даже Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, выступая на Рождественских чтениях в начале 2007 года, заявил о пагубности светскости для государств и общества, потому что, под предлогом светскости, Церковь якобы насильно отделяется от граждан. Скорее всего, имеются в виду те граждане, которые и не хотят быть в Церкви, но на которых власть в состоянии надавить. А если не на них, то на их детей через учебные заведения.

Прежде всего, многие представители Церкви стараются не замечать абсолютного преобладания в российском обществе светского мировоззрения и образа жизни, не признают полного провала жесткого идеологического учебника "Основы православной культуры" Аллы Бородиной, которой во многом и скомпрометировал саму идею ОПК. Даже беглого непрофессионального взгляда достаточно, чтобы увидеть в этом пособии вульгарно-неофитский пересказ Закона Божия, отягощенный рядом современных националистических комплексов. Краткое изложение первых двадцати страниц этого учебника в разных его изданиях может уместиться в одну фразу: "Русский значит православный, и наоборот". Этот тезис и является главным идейным стержнем "Основ православной культуры", об этом говорят и священнослужители, и политики, и деятели культуры. Почти так же, как это написано у Бородиной, эту мысль выразил в своем недавнем интервью полностью воцерковившийся лидер рок-группы "Алиса" Константин Кинчев, отвечая на вопрос, что такое для него понятие "русский": "Прежде всего, это, конечно, национальная принадлежность. То есть ощущение того, что я родился вот на этой, родной для меня, земле. Ощущение того, что говоришь на великом и родном для нас языке. И ощущение сопричастности истории твоей страны. Все это базируется на двух понятиях – "любовь" и "ответственность", потому что без ответственности любви быть не может… Ответственность создает фундамент для настоящего чувства. Наша любовь базируется на одном фундаменте – это Русская, Православная, Святая Соборная и Апостольская Церковь. Без этого все нравственные устои, в принципе, абсолютно размыты и сиюминутны и движутся по векторам "модных течений" – что сегодня хорошо, завтра может быть плохо, и наоборот. А Церковь придерживается своих морально-этических норм в течение уже двух тысяч лет. Привязанность именно к этим корням и дает мне ощущение "русскости" ("Фома", июнь 2007).

Любой отход от подобного понимания "русскости" воспринимается почти как предательство. Радикальные "православные патриоты" просто не допускают мысли о том, что на свете есть родители, которые не хотят, чтобы к ним из школы домой в конце концов пришло некое подобие выпускника Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Но если они этого не хотят, то виноваты сами родители и школа. Фактический призыв оторвать воспитание от семьи и передать его православной школе звучал и на последних Рождественских чтениях. Недоверие энтузиастов "православного образования" к большинству российских родителей, которых в иных случаях, ради статистики, они ничтоже сумняшеся вносят в состав 100-миллионной паствы РПЦ МП, особенно бросается в глаза на фоне абсолютного отказа от обсуждения самого содержания учебников по ОПК.

Эта эволюция образа "злостного противника ОПК" проявилась в жестких и наиболее четко выражающих позицию "патриотической православной общественности" заявлениях заместителя председателя ОВЦС МП протоиерея Всеволода Чаплина. Выступая на круглом столе "Школа в условиях свободы вероисповедания", проходившем в Российском государственном гуманитарном университете (РГГУ) 31 мая 2007 года, он поставил под сомнение любые предложения светских учителей и их профессионализм: "Родители имеют право на то, чтобы это образование соответствовало духу тех убеждений, которые исповедуются в конкретной семье. У нас не очень уважают эти нормы международного права и, к сожалению, до сих пор звучат высказывания о том, что кто-то, например педагог-новатор или чиновник от образования лучше, чем родители или чем сам ребенок знают, какое должно быть у ребенка мировоззрение. Я думаю, что это преступный подход".

Наконец вполне в социалистическом духе отец Всеволод Чаплин предложил унифицировать с помощью государства воспитание семейное и школьное, то есть изъять из семьи эксклюзивное право влиять на формирование мировоззрения детей, а сделать это формированием делом "общественным", которое контролируют государство и Церковь. Разрыв между семьей и школой можно, по мнению отца Всеволода, сократить только с помощью православия. По его словам, "разрыв между мировоззренческим духом образования во многих школах и духом убеждений, которых придерживаются в семье, абсолютно незаконен и должен быть устранен, и здесь, на мой взгляд, двух мнений быть не может". Следующий шаг – конфисковывать детей у либеральных учителей и инославных родителей и отдавать их на воспитание в православные приюты и монастыри.

Однако виноваты в неприятии ОПК не только родители, семьи и педагоги с целыми школами. Вина лежит на зловещей, финансируемой западными разведками, "пятой колонне" российского общества, с которой, по мнению православных клерикалов, необходимо бороться, причем самыми жесткими методами. В таком практически военизированном ключе выступил на дннях настоятель патриаршего подворья храма Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках игумен Иоанн (Ермаков). 5 июня он обратился с воззванием к координаторам и участникам движения "Народный собор" с предложением о создании оперативного штаба по защите школьного предмета "Основы православной культуры" в светских школах РФ. Как и ранее, главными противниками, с которыми следует бороться, оказываются отдельные несознательные чиновники: "В последнее время представители министерства образования и науки РФ активизировали свою деятельность по запрету и полной отмене предмета "Основы православной культуры", игнорируя всякий здравый смысл и логику. Фактически, сейчас чиновники министерства Образования пошли в последний бой против будущего своего народа". По словам игумена Иоанна, "сейчас мы являемся свидетелями этой тяжелой изнурительной борьбы за право иметь возможность воспитывать их в лучших традициях нашего народа, сохраняя свои корни и связь времен и поколений". Само обсуждение учебного курса игумен называет не иначе как безобразием, потому что ОПК "отвечает национальной безопасности России", видимо, независимо от его содержания.

Выступления отцов Всеволода Чаплина и Иоанна (Ермакова), как и обращения "Союза православных граждан" в поддержку ОПК, находят значительный отклик фактически в каждом регионе нашей страны. Однако главной идейной установкой кампании по внедрению ОПК и других общественных инициатив остается борьба с "пятой колонной" и с западным влиянием. В том числе и поэтому лозунг внедрения ОПК с легкостью переняло движение "Наши", которое призвало студентов преподавать ОПК и одновременно бить стекла в тех редакциях, которые публиковали, к примеру, сообщения о смерти Патриарха. Отсутствие иных идей, кроме "борьбы", заставляет двигаться вперед к заветной цели только угрозами и обвинениями. И поэтому достичь цели повсеместного насильного и добровольного внедрения православия можно только с помощью грубого физического погрома любого проявления независимой светской мысли.

Роман Лункин,
для "Портала-
Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования