Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Греховный" Интернет и старообрядческое миссионерство. Старообрядцы создают свой ОВЦС и хотят активно проповедовать в обществе, несмотря на "скепсис" священноначалия


Второе совещание старообрядческой общественности, прошедшее в Рогожском поселке 12 июня, можно без сомнения назвать поворотным и даже в чем-то этапным. Впервые староверы всерьез задумались о координации всей своей Интернет-деятельности и о том образе древлеправославия, который создается сетевыми СМИ. Естественно, внимание было сосредоточено в основном на недостатках этого образа. Но главное – оказалось, что такой образ нуждается в заботе, его надо культивировать, создавать и поддерживать.

Не секрет, что весьма большой сегмент российского (и шире - постсоветского) общества, отождествляющий себя с "православием" (в кавычки это слово заставляет заключить малое соответствие массовой казенной религиозности традиционной церковности), не готов стать частью официального государственного культа. Тут и рефлексы старого времени, заставляющие народ с недоверием относиться к государственным инициативам в вопросах веры и идейной политики, и характерное для нового времени скептическое отношение к скомпрометированным церковным начальникам.

Так или иначе, старообрядцы заговорили о создании своего органа церковной миссии, который бы помог Русской Православной Старообрядческой Церкви (РПСЦ) ответить на вопросы людей, ищущих правды и свободы в обществе, в котором эти понятия нередко становятся просто рекламными слоганами. С другой стороны, старообрядцы хорошо понимают, что отдавать российский народ на потребу политправославным шоуменам и лукавым миссионерам, попирающим самые элементарные права человека, было бы просто нечестно. Со стороны РПСЦ должен последовать ответ на эти и другие вызовы времени.

Но впору задуматься еще и о том, что соборность, о котором часто и с удовольствием рассуждают старообрядцы, – это еще и серьезная ответственность. Ответственность за каждое дело и каждое слово, сказанное от лица Церкви. Многие старообрядцы желают более активно участвовать в принятии общецерковных решений – в конце концов, одно из основных достижений их народной демократии - выборность духовенства - существует именно для этого. Создание в старообрядческой Церкви своего Отдела внешних связей и миссионерства кажется уже близким делом.

Вопрос о старообрядческой миссии в современной России еще не встал в полный свой рост, ибо непонятно, как должна производиться в нашем обществе миссия вообще. Большинство людей прочно застряло где-то посередине между христианством и язычеством. Это - т.н. "православные по рождению", именно на них и должно быть обращено внимание современного проповедника. Насколько готовы старообрядцы к такой миссии и кто будет их таргет-группой? Этот вопрос пока не имеет четкого ответа. Количество людей, интересующихся древлеправославием, пока невелико. Из тех, кто хоть как-то неравнодушен к религии, "доля" старообрядцев - это от силы 10 %. На собрании много говорилось о том, что нынешнее общество, несмотря на победные реляции о "все увеличивающейся православности", на деле движется в совершенно иную сторону. Магический ритуализм, социальная религиозность, гуруизм, харизмомания и другие явления определяют религиозный облик современного российского общества в его "православном" сегменте. Все это заставляет опасаться надвигающегося кризиса религиозной идентичности. Надо ожидать в ближайшем будущем появления новых старообрядческих сайтов и информационных проектов.

С точки зрения религиозной прогностики ситуация крайне неясна. С одной

стороны, уже установившаяся практика обмена визитами между иерархами РПЦ МП и РПСЦ, участие представителей старообрядчества в инициативах ОВЦС, выставках и других мероприятиях создают у многих впечатление, что старообрядцы желают и даже готовы "встроиться" в структуру будущей государственной Церкви на основе нового "экуменического единоверия". На эту тему уже появилось не одно заявление представителей политправославия. С другой же стороны, старообрядческая общественность демонстрирует готовность к полемике, диспутам о вере и предметному диалогу, но никак не к "присоединению". Поэтому, остается ожидать дальнейшего структурирования старообрядчества на основе осознания этого противоречия. Соборное начало должно выявить те внутренние силы, которыми всегда было славно староверие.

Другой традиционный аспект старообрядческой борьбы - борьба за свободу слова и свободу вероисповедания - оказывается сейчас весьма востребованным. За столетия гонений от царского режима староверы научились ценить свободу. И сейчас, выступая в СМИ и Интернете, представители РПСЦ пытаются выразить в современных условиях это дорогое для себя понятие. Понятно, что понимание свободы в старообрядчестве и, скажем, в современном правозащитном движении не совпадают. Старообрядческая идея свободы - это идея свободы во Христе, свободы в полном смысле христианской, то есть "свободы для", а не "свободы от". Как подчеркивалось на встрече старообрядцев, в условиях новой информационной доступности на каждом старовере, пишущем для Интернета, лежит особая, двойная обязанность - защищая свободу, защищать и традиционные христианские ценности.

Тема "Старообрядцы и Интернет" была поднята в двух аспектах - с одной стороны прозвучало мнение главы РПСЦ Митрополита Корнилия о том, что Интернет - опасен и представляет собой явление глобализации, подталкивающее ко всеобщей апостасии. Но участники совещания указывали, что сам Интернет - не плох, такое его восприятие несколько "оккультно". Плохо использование Интернета (как, впрочем, и любого другого СМИ, равно как и любого другого современного технического средства) в недостойных и грешных целях. Ибо и пресса, и телефон, и телевизор - такие же явления массовой культуры и глобализации.

На совещании была поднята еще одна проблема - совместимости интернтет-этики с христианской верой. Не секрет, что эта этика и язык, созданные в процессе развития Интернет-форумов и конференций, зачастую открывает возможности для "Интернет-хулиганства", когда под маской-"ником" участники обсуждения нередко грубо и даже нецензурно оскорбляют друг друга, ведут себя неуважительно и издевательски. На старообрядческих ресурсах такое явление нечасто встретишь, но эти обычаи прорываются и в среду старообрядцев. Иначе говоря, на новые информационные структуры старообрядцев могут лечь задачи по оздоровлению климата обсуждения религиозных проблем. Когда будет найден нормальный, не сюсюкающий, не агрессивный и уважительный тон обсуждения, то многие люди, сейчас отвращающиеся от Интернет-обсуждения религиозных вопросов, смогут использовать ресурсы Интернет-общения.

Итак, можно сказать, что старообрядческая общественность понемногу начинает просыпаться и восстанавливать полноценное соборно-церковное мнение и деятельность.Если у этого процесса будет продолжение, это сулит важные перемены как в самой РПСЦ, так и в российском обществе в целом.

Алексей Муравьев,

для "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования