Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Товарищи, атеизм возвращается! Современный российский клерикализм вызывает из исторического небытия своего могильщика – воинствующий атеизм


Как говорят диалектики, явление существенно, а сущность является. Бывший питерский таксист, а ныне один из думских ультраортодоксальных коммунистов Виктор Аркадьевич Тюлькин не Бог весть какое явление на российском политическом небосклоне. Тем не менее, озвученное им предложение о внесении изменений и дополнений в закон РФ "О свободе совести и о религиозных объединениях", предусматривающих предоставление атеистическим организациям права вести просветительскую (читай – пропагандистскую деятельность), упрощение процедуры регистрации религиозных организаций, а также изъятие упоминания о "традиционных религиях" из преамбулы закона 1997 года, - есть не что иное, как очень частное проявление такой сущностной характеристики нашего общества, как по-прежнему существующий в нем изрядный пласт фактического безбожия (или, если угодно, назовем это безбожие греческим словом "атеизм"). Причем это безбожие может вполне проявить тенденцию к своему усилению, особенно накануне предстоящих выборных кампаний.

Патриархийные чиновники и их светские коллеги разных рангов в угаре массового строительства храмов, освящения всего и вся, введения ОПК и прочих явлений подобного рода, определяемых ими не иначе как духовное возрождение Святой Руси, как-то не утруждают себя серьезным анализом новейшей религиозной истории нашего народа. Как-то потихоньку забывается, что до того, как в массовом порядке начать бегать в храм по большим праздникам, на крестины, венчания и отпевания (но не более того), а также на гастролирующие мощи, "православный народ – богоносец" не только безобидно мочился мимо унитаза и тащил из прихожей чужие калоши, но и с искренним задорам разрушал храмы. И чувствовал себя при государственном атеизме вполне комфортно.

Практика многих посткоммунистических стран показывает, что такая эволюция от государственного атеизма, через безудержный религиозный плюрализм, своеобразный "супермаркет религий", - к внешнему традиционалистскому фундаментализму, имеет место там, где большинство общества реально является носителем либо агностико-атеистических воззрений, либо верует "по-народному", и эта народная вера никак не соприкасается с церковной практикой и активным воцерковлением. После крушения тоталитаризма у РПЦ МП появился уникальный шанс действовать на путях подлинного воцерковления народа, используя возникший в обществе искренний и неподдельный интерес к религии. Но патриархия предпочла пойти по другому, привычному для себя и исторически бесперспективному, пути - пути создания бизнес-корпорации, в последние годы активно берущей на себя еще и "защитные" функции всероссийского политотдела. Риторический вопрос Александра Блока, заданный им во времена переворота 1917 года: "Почему дырявят древний храм? Потому что здесь жирный поп, икая, брал взятки и торговал водкой", сегодня может быть задан в несколько иной форме: "Почему люди так ходят в церковь? - Потому что в ней лощеный епископ по выходным поучает высокой морали и нравственности, а по будням разъезжает на крутом "Мерседесе" и торгует оптом табаком и водкой". Но смысл вопроса и его последствия - такие же, как во времена Блока.

Государственная Церковь своим безудержным желанием идейно-политической монополии, стремлением слиться с властью (хотя, заметим, сегодня не все во власти в восторге от такой "симфонии") cама рубит сук, на котором сидит. Известно, что политика нынешнего режима высокопоставленных бюрократов от бывших КПСС и КГБ вызывает в большинстве общества активное или пассивное неприятие. Отсюда по определению вытекает то, что Церковь, поддерживающая такой режим, являющаяся, по сути, его частью, обретет совершенно определенную репутацию в глазах большинства общества. Следующим шагом на этом пути будет возрождение такого политического антиклерикализма, который (как учит нас отечественная история) в подобном контексте всенепременно перерастет в сильный воинствующий атеизм.

Вернемся ненадолго к нашему персонифицированному частному явлению общей сущности - Виктору Аркадьевичу Тюлькину. Он совершенно справедливо пытается ввести в закон положения, хоть как-то касающиеся атеизма, ведь закон называется "О свободе совести...", а одним из результатов личного выбора как реализации свободы совести вполне нормально может оказаться путь агностика или атеиста. Предложение депутата-коммуниста дополнить преамбулу закона абзацем о том, что достоинство человека, независимо от его религиозных верований, политических и иных убеждений, является основой становления и развития духовности и культуры всех народов России, при некоторых лингвистических огрехах подобной формулировки является квинтэссенцией демократическо-либеральной постановки вопроса. И это при том, что российский либеральный мэйнстрим настолько секулярен, что до сих пор не выработал внятной позиции по религиозно-общественным вопросам. А зря, очень зря…

Российские левые, осознавая собственную значимость, очевидно эволюционируют в религиозном вопросе. Если вспомнить, как зюгановцы образца 1996 года на всех углах кричали о возрождении патриотизма, державности, православия и даже заключили своего рода идеологический альянс с покойным ныне митрополитом Иоанном (Снычевым), то сегодня лидеры КПРФ в публичном пространстве очень уж глухо и изредка что-нибудь говорят про Церковь. А в программе сконструированной Кремлем партии "мягких коммунистов" "Справедливая Россия" о религии и Церкви ни слова. Все эти частности невольно подводят к общему вводу: а не переживаем ли мы сейчас момент, когда в глазах общества приемлемым и справедливым станет активный антиклерикализм, и жаждущие реванша левые канализуют его, как уже бывало, в торжество воинствующего атеизма?

История, увы, имеет свойство повторяться. И об этом именно сейчас уместно вспомнить за стенами Кремля и Свято-Данилова монастыря.

Иван Нелюбов,
для "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования