Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Иван Иванович-хазрат и Иван Никифорович-хазрат


Мусульманская "повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем" -- это продолжающаяся уже второй десяток лет история разделения российского исламского сообщества на "таджуддиновцев" и "гайнутдиновцев". Два мусульманских лидера, схожие татарские фамилии которых еще нередко путают московские журналисты, имеют примерно одинаковое число последователей "в федеральном масштабе". Несмотря на отсутствие у них четко обоснованных претензий друг ко другу, перспектива примирения двух враждующих мусульманских сообществ практически отсутствует.

Аналитики сходятся во мнении, что в самых общих чертах "таджуддиновцев" от "гайнутдиновцев" отличает степень "государственности", то есть поддержки наличной власти – одни ("таджуддиновцы"), дескать, готовы пойти с российской властью и в огонь, и в воду, а другие ("гайнутдиновцы"), хоть и декларируют свою полную лояльность, но подспудно считают шариат более авторитетным источником права, чем Конституцию. Но это гадания на кофейной гуще. Официальные заявления обеих стороны, касающиеся собственно отношения к государственной власти, почти неотличимы. Обе стороны, безусловно, поддерживают конституционный порядок и осуждают любые попытки его подрыва или пересмотра в пользу той или иной национальной или конфессиональной группы.

Разделение исламской уммы России – плод демократических перемен начала 1990-х гг. Тогда центробежные процессы затронули многие "традиционные" конфессии России – на "канонической территории" РПЦ МП стали открываться приходы "альтернативных" юрисдикций (прежде всего, Зарубежной Церкви), иудейские общины начали выходить из-под руководства "советского раввина" Адольфа Шаевича, образовались даже два всероссийских духовных управления буддистов. Многие российские верующие стремились порвать с эпохой гонений и компромиссов, олицетворение которых они, в частности, видели в лице "неканонически" поставленных безбожной властью духовных руководителей. Естественно, эти руководители и сами по себе были небезупречны, поскольку советская власть не могла быть заинтересована в "усилении религиозной активности" и, в частности, использовала всякий компромат как средство давления на духовных лидеров.

Стихийное отделение мусульманских общин от "советского муфтия" Талгата Таджуддина началось еще в конце 1980-х гг. Группу общин, образовавшую в Москве новое духовное управление мусульман Европейской части России, возглавил энергичный муфтий Равиль Гайнутдин, бывший близкий сотрудник "советского муфтия". Таджуддина обвиняли в нежелании налаживать систему духовного образования, в нравственных пороках (алкоголизме и содомии), а также в "ереси". Естественно, среди его противников доля ревнителей "чистого ислама" -- без "ереси" и нравственных пороков – оказалась выше. Однако, на это и сделал ставку Таджуддин, обвинив своих оппонентов в "религиозном фундаментализме", а лет пять назад взяв на вооружение и модный термин "ваххабизм", пугающий своими ассоциациями с войной в Чечне и международным терроризмом. В общем, если "гайнутдиновцы" сосредоточились в своей критике оппонентов на нравственных и богословских проблемах, то "таджуддиновцы" -- исключительно на политических. Соответственно, у них должно быть больше надежд на понимание и поддержку вне мусульманского сообщества.

Однако, власть не вступает в альянс Таджуддином, отдавая себе отчет в том, что Верховный муфтий пользуется не лучшей репутацией в мусульманской среде. Некоторые его экстравагантные поступки – попытки взять благословение у Святейшего Патриарха, размещение в мечетях христианских и иудейских символов, призывы возродить монархию и Святую Русь – компрометируют идеи "традиционного ислама", который "таджуддиновцы" пытаются противопоставить исламу "чистому", фундаменталистскому. Власть предпочитает соблюдать баланс между двумя относительно равновесными группировками, выстраивая таким образом "систему сдержек и противовесов" в исламской умме России. Но если "разделять" как-то получается, то "властвовать" -- не очень.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования