Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Гарант «традиционности»


Попытки вести проповедь особого положения "традиционных религий" на языке светского права обречены на провал. Это становится особенно заметно всякий раз, когда "подают голос" представители более "древних" конфессий, чем РПЦ МП. Используя логику "самой традиционной конфессии" России, они без особого труда доводят до абсурда очевидную, казалось бы, идею реституции собственности религиозных организаций. Так, "от обратного" доказывается то, что под эвфемизмом "традиционная религия" скрывается совсем иной смысл. Речь здесь идет не столько собственно о "традиционности", сколько об официальности или, если угодно, "огосударствленности" "традиционной конфессии" (в первую очередь, РПЦ МП).

Оставаясь в рамках парадигмы светского права, апологеты особого положения "традиционных религий" указывают на древность своих конфессий как на основной признак "традиционности": чем древнее, тем традиционнее. Но вот на сцену религиозно-политической жизни современной России выходят язычники – в большинстве своем, конечно, "нео-…", но искренне стремящиеся возродить дохристианскую религиозную традицию Руси, восстановить "связь времен". Согласно представлениям светского права, каждый верующий принадлежит к той конфессии, к которой он причисляет себя сам, а не к той, к которой его относит какой-нибудь орган исполнительной власти. Соответственно, любой новообращенный язычник вправе – и никто, по закону, не может ему этого воспретить – исповедать свою принадлежность к языческой вере дохристианской Руси. Так, опять же, в рамках логики светского права, он автоматически становится представителем более "традиционной" конфессии, чем сама великая РПЦ МП.

Вот, например, на Урале набирают силу некие "староверы", которые утверждают, что являются прямыми преемниками древних славянских язычников. С архивными документами в руках они пытаются доказать, что языческое служение не прекращалось на Руси во все времена, а в Екатеринбурге и Омске до революции 1917 года вполне открыто действовали языческие храмы – святилища Сварога. Конечно, достоинство упомянутых архивных документов вполне может быть сопоставимо с подлинностью "Велесовой книги". Но, опять же, каждый вправе причислять себя к любой конфессии, в том числе и дохристианской. На основе "неправильно понятого" принципа "традиционности", язычники начинают требовать возвращения себе святынь, на месте которых – так уж сложилось – сейчас стоят православные храмы. А что, если РПЦ МП требует вернуть себе землю, на которой когда-то стояли разрушенные храмы, а теперь красуются кинотеатры и заводы, то почему того же самого не могут потребовать язычники?

Самый расхожий аргумент против этих "неправомерных требований" -- "новоявленность" язычников, отсутствие у них прямой преемственной связи с настоящими язычниками дохристианской Руси. Но есть в России целая семья конфессий, которая вправе предъявить подобные язычниками реституционные требования и которая в силах доказать свою преемственную связь с неправедно обиженными собственниками изъятого имущества. Это старообрядцы – преемники Церкви допетровской Руси. Обстоятельства русского церковного раскола середины XVII века, как известно, крайне запутаны, и любой светский "экспертный совет" признает старообрядцев, по крайней мере, не менее надлежащими наследниками дониконовской церковной собственности, нежели РПЦ МП. В общем, во всех соборах московского Кремля поочередно должны служить "никониане" и "раскольщики". Этого требует светское юридическое понимания термина "традиционная конфессия". Но, как говорилось выше, "в реале" под этим термином понимается нечто иное.

Представители церковного руководство и их сторонники из числа светских политиков не договаривают, что для "традиционности" недостаточно одной лишь "древности". Важна особая близость с государством – своего рода родимое пятно "симфонии властей". В современных российских условиях по-настоящему "традиционна" только та конфессия, которая "неслиянно и нераздельно" срослась с государством в неком политическом и даже экономическом симбиозе – так что друг без друга они обойтись уже практически не могут. Поэтому, а не по логике светского права, "традиционные" могут претендовать на имущество религиозных организаций. Поэтому "традиционность" в России определяет и будет определять не абстрактное "светское право" (в нашей стране вообще мало кто понимает, что это такое), а чиновник – пусть даже самого высокого уровня…


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования