Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Татьянин судный день


Московский университетский храм Святой мученицы Татьяны — сегодня больше чем храм. Это — своеобразный символ того процесса, который журналисты любят называть "православизацией", то есть все большим и большим внедрением в жизнь российского общества как "основ", так и завитушек православной культуры. Для одних, верующих и национально ориентированных  (их становится все больше) — это возвращение к истокам, возвращение к духовным корням народа. Для других (их, правда, довольно мало) — это реванш попов, которых не всех порешили в "безбожную пятилетку". Наконец, для третьих — православие кажется пятым колесом, которое коварно подставили нашей телеге, в то время когда она уже было собралась встать на узкие европейские рельсы… Для них так и не сбывшееся полностью светское либеральное государство, отделившееся от всего что только можно и и отделившее от себя все религии, кроме религии толерантности — это верх мечтаний, и хрупкая ценность, которую надо защищать, в том числе и довольно агрессивными средствами. Таких людей тоже достаточно много, особенно в среде интеллигенции, и, по мере сдачи этим общественным слоем большинства общественных позиций, их позиция все более радикализуется.

Поэтому прихожане и настоятель татьянинского храма в МГУ не случайно считают, что похищение иконы Святой мученицы с частицей мощей было своеобразным "ритуальным преступлением", призванным ударить по авторитету храма и щелкнуть по носу слишком "ретивых" православных. Ведь новейшая история храма начиналась с настоящей "войны". На месте алтаря Христова была расположена сцена, - так сказать, светский алтарь "культового" для московских театральных и богемных кругов Студенческого театра МГУ. После решения ректора Университета о переводе театра в другое место и о возвращении здания храму, московская богема устроила целый ряд громких акций протеста, призывала Патриарха не трогать алтарь искусства, покойный Ролан Быков публично вставал на колени, призывая Бога в свидетели правоты театрального дела. Тогда защитники театра засели в настоящую осаду, не пуская церковников в здание около полугода, так что тем ничего не оставалось, как ходить на пикеты и демонстрации протеста против продолжения нечестивых представлений.

Автору этих строк довелось быть участником одной из таких демонстраций. Сперва к небольшой группке верующих, стоявших с плакатами типа: "Храм — не театр!" подбежала женщина со значком: "Хочешь похудеть — спроси меня как" и завязала длинную и скучную дискуссию. Затем от группки  театралов отделился юркий худенький темноволосый молодой человек, который ехидно посмотрел на плакаты и сказал: "Тут нужно тире переставить: "Храм не — театр!". Ему эта шутка показалась остроумной. Кажется — только ему. Сейчас этого молодого человека очень часто показывают по телевидению — он поет дуэтом с "примадонной российской эстрады" и пародирует первого и второго Президентов РФ.

Потом храм таки заняли, хотя еще долго ждали провокаций и жили как во враждебном окружении. Наверное поэтому его община выглядела совершенно по-особому — его прихожане отличались повышенной активностью и воспринимали себя как своеобразный "православный спецназ", запрошенный в интеллигентские тылы. Издавали бойкую газету, организовывали различные более-менее смелые проекты. Неизменному настоятелю храма о. Максиму Козлову пришлось приложить некие усилия к тому, чтобы ввести боевитость своих молодых прихожан в некоторые рамки, правда, обошлось этой ценой цепочки небольших скандалов, после которых "активисты" уходили по одному, оставшись с чувством разочарования и обиды. Но на их место, говорят, приходят до сих пор новые, и храм, являющийся патриаршим подворьем, по- прежнему остается на передовых рубежах, а его настоятель входит в число влиятельнейших членов влиятельнейшего в РПЦ МП "пресвитерианского" сословия, куда более заметного, говорливого и независимого, нежели епископат — трудно сказать, на каких постах завершится карьера еще очень молодого о. Максима.

Поэтому инцидент с похищением иконы — более чем неприятный и для него лично, и для храма, и для РПЦ МП в целом, и более чем показательный для современной конфессиональной и социальной ситуации. В обществе, где нет уже ни одного уважающего себя ресторана без постного меню, где даже среди интеллигенции (тем более среди чиновников и бизнесменов) не постящийся хотя бы на людях и не ходящий в церковь человек кажется чем-то не очень приличным, тот полюс, который олицетворял в противостоянии вокруг "дома на Моховой" Студенческий театр становится все более маргинальным и все более радикальным в средствах, вплоть до партизанщины. И чем дальше будет продвигаться процесс "православизации снизу", тем больше подобных проявлений оскорбительной для верующих партизанщины будет случаться. К этому нужна моральная и организационная готовность — и воля решать эту проблему адекватными средствами. Адекватными, а не симметричными. 


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования