За всеми религиозно-политическими баталиями, обрушившимися на Россию этим мартом, многое, тоже важное, как-то осталось "за скобками". А между тем, на фоне разгорающихся в России споров, может ли религия стать новой государственной идеологией и как мы сделаем русское православие (по версии РПЦ МП, конечно) новой внешнеполитической доктриной, происходят интересные вещи. В Россию приехал о. Славомир Одер – постулатор процесса приобщения католической Церковью покойного Папы Иоанна Павла II к лику блаженных. Он отслужил мессу 18 марта с архиепископом Тадеушем Кондрусевичем, а потом рассказал, что чудеса исцеления, связанные с именем Иоанна Павла II, имели место и в России, о чем свидетельствуют сообщения, поступающие по обычной и электронной почте в Комиссию по беатификации покойного Папы. Такая информация была бы всего лишь частным событием из жизни московских католиков, безусловного религиозного меньшинства, если бы не одно "но". Факт "папских чудес" в России говорит о том, что восприятие бывшего главы Римско-Католической Церкви как личности переходит все традиционные рамки. "Papiez slowianski - ludowy brat" ("Славянский Папа - народа брат"), - писал в середине XIX века польский поэт Юлиуш Словацкий, творивший в русле "польского мессианизма" (однажды Польша посчитала себя защитником христианства перед православными "схизматиками", хотя восточные христиане думают иначе). Конечно, бывший краковский митрополит Кароль-Юзеф Войтыла, став Папой, использовал свое польское происхождение, "польский фактор", и этим, конечно, в более общем плане, способствовал всемирной победе над коммунизмом. Но Войтыла пошел дальше. Именно Папа Иоанн Павел II решился на проведение широкого межрелигиозного диалога. Именно он не только встречался в протокольном формате с римскими иудеями в их синагоге, но и читал молитвы в мечетях Турции и Сирии, в мечети Дамаска, в которой, как гласит легенда, захоронена голова Иоанна Крестителя, у мусульман почитаемого как пророк Яхья. Папа путешествовал с одной только целью – показать, что "все религии ведут к спасению", и во всех есть семена истины, "семена Слова". Но вера Христова, воплощавшаяся в его личности, есть наиболее правильный и прямой путь к этой Истине. И это вполне было в духе решений II Ватиканского Собора... Папа Римский объездил и весь периметр бывшего Советского Союза, побывал в Киеве – матери городов русских. Побывал и в суперправославной Грузии, по приглашению ее тогдашнего главы Эдуарда Шеварднадзе, при том, что официальная Церковь в этой стране заняла позицию еще более активного неприятия католицизма, чем РПЦ МП. После этого визита, как нам всем сейчас очевидно, морально-конфессиональные устои Грузии не рухнули. Какими были - такими и остались. Но в Москве славянский Папы так и не побывал. Сейчас же отношения России и Католической Церкви очень… странные. На официальном уровне вроде как есть взаимопонимание. Но при этом официальном взаимопонимании двух церковно-политических структур как-то отходит на второй план то обстоятельство, что в России тоже есть католики, что у них есть свои религиозные нужды, религиозная жизнь. И эта жизнь не может и не должна развиваться с оглядкой на Московскую патриархию и ее очередную внешнеполитическую инициативу. Но на сегодня мы, увы, имеем именно этот формат взаимоотношений двух Церквей. В те весенние дни двухлетней давности, когда мир посредством телевизионных экранов прощался с римским понтификом, которому, вне зависимости от тех или иных решений беатификационной комиссии, суждено войти в историю, запомнился один кадр, транслировавшийся тогда всеми телевизионными компаниями мира. Сухопарый человек в епископской шапочке, опираясь на костыль, идет в горы. Это – его родные Татры недалеко от столь же родного Кракова. Но при этом и его личность, и его дела значительно шире, чем это польское высокогорье. И именно поэтому сегодня появляются исцеленные его именем и в России. Потому что его девизом всегда было: "Nie bojcie sie" - "Не бойтесь!" Валерий Емельянов, для "Портала-Credo.Ru" |