Президент России Владимир Владимирович Путин посетил Ватикан, который он посещал уже трижды, но при этом впервые встретился с преемником Иоанна Павла II Папой Бенедиктом XVI. Встреча продолжалась 40 минут (правда, по другим данным всего 25 минут) и ознаменовалась передачей в дар Ватикану с российской стороны иконы святого Николая, Мир Ликийских чудотворца, очень почитаемого на Руси, но пребывающего своими мощами в католическом храме, и первых двух томов "Католической энциклопедии" на русском языке. Отмечается также, что беседа шла на знакомом для президента России и родном для римского предстоятеля немецком языке на темы международных проблем. В принципе, с точки зрения статусности, в этом визите нет ничего необычного. Ватикан раньше посещали и советские высшие руководители "второго уровня" (руководитель советского МИДа "мистер Нет" Андрей Громыко и номинальный глава СССР Николай Подгорный). Отметились там также Михаил Горбачев и Борис Ельцин, да и Владимир Владимирович, как уже говорилось выше. Из этих встреч с Папами, пожалуй, самыми знаковыми были встреча Михаила Горбачева и нынешняя встреча Владимира Путина. Встреча последнего генсека ЦК КПСС и первого (и последнего) президента СССР с Иоанном Павлом II стала началом бурного и во многом беспрецедентного возрождения Католической Церкви в бывшем СССР. Тогда католичество, его возрождение в России, стало одним из символов новой эпохи – эпохи международной открытости и духовного возрождения. Нынешний визит Путина проходит совершенно в ином политическом контексте, диаметрально противоположном тому, что был 15-17 лет назад. Ныне мы имеем беспрецедентный рост международной и межнациональной ксенофобии, а также очевидное перекраивание внутренней и внешней политики по советским лекалам, уже потерпевшим однажды фиаско, с той только разницей, что на роль новой руководящей и направляющей и, конечно же, всепроникающей идеологии претендуют наработки, сделанные, в частности, в Отделе внешних церковных связей РПЦ МП. Причем, часто "оригинальные". Тут, например, митрополит Кирилл предложил создать межрелигиозную ассамблею при ООН. С этой идеей уже много лет носятся Далай-лама и главный раввин Израиля, а также, что самое интересное, представители "нетрадиционных религий", вроде преподобного Муна. В этой ситуации отношения между Россией и Ватиканом, а, точнее, между православием и католичеством, оказались в парадоксальной ситуации. С одной стороны, необходимо сохранить международное лицо и не поступать в духе "железного занавеса", с другой стороны, противоречия между РПЦ МП и Католической Церковью, сложившиеся в истории, в том числе и новейшей, настолько сильны и резки, что вряд ли можно говорить сегодня о реальном диалоге между Церквами. Если, конечно, не считать таким диалогом периодические протокольные визиты иерархов. И Путин – совершенно оптимальная фигура для подобной модели отношений. Как сейчас пишут о нем в связи с визитом западные СМИ, этот российский лидер "вроде как" и в церковь ходит. И этот светский лидер демонстрирует, что отношения с Ватиканом есть, причем на самом высоком уровне. При этом реального сдвига в отношениях межцерковных в связи с фигурой Путина нет и не может произойти. Но на этом парадном и блестящем фоне отношения двух Церквей остаются такими же, какими и были. Плохими. Впрочем, Путину выступать в роли церковного письмоносца не впервой – он уже передавал письмо Алексия II Митрополиту РПЦЗ Лавру, правда, с большим успехом. Самое главное, что эту модель, видимо, принимают и в Ватикане. Папа Бенедикт XVI – не Иоанн Павел II. В том числе и в отношениях с христианским Востоком и посткоммунистическим миром. Если прежний понтифик с милой улыбкой разрушал "железный занавес" и настойчиво способствовал восстановлению Церкви в этих регионах, то нынешнего понтифика вполне, видимо, устраивает имеющееся разделение сфер влияния. Католикам – Европа, преимущественно западная, православию – восток Европы и Россия. И государственно-протокольный формат отношений с Россией, в том числе и в религиозной сфере, нынешний Ватикан, видимо, будет поддерживать и развивать. И за "бронзовыми вратами" Ватикана, увы, вполне спокойно воспринимают то обстоятельство, что такие отношения серьезно, и не лучшим образом, сказываются на положении российских католиков, некоторых из которых уже не будет преувеличением назвать гонимыми. Они вынуждены в официальном ключе считаться с позицией (а сегодня эта позиция весьма активная и агрессивная) иерархии РПЦ МП. Но, таким образом, Ватикан фактически нуждами своей паствы России! Об этом сами российские католики постоянно говорят в частных беседах. Ситуация, что и говорить, тупиковая. И в ее контексте становится окончательно ясно - значение визита президента РФ в Ватикан - точно такое же, как и визитов туда советских лидеров, то есть протокольное. Никаких последствий это событие за собой не повлечет. Но, с другой стороны, оно проходит под знаком критического положения дел в отношениях между Римско-католической Церковью и РПЦ МП. Под настойчивым влиянием последней, вопреки вполне благожелательному настрою большинства российских граждан по отношению к Папе, Россия остается одной из немногих стран мира, которую не может посетить понтифик с государственным визитом. В этом поистине "черном" списке значатся еще "союзная" Беларусь, коммунистические Северная Корея и Китай, а также фундаменталистские Саудовская Аравия и Иран. Но последние уже, кажется, не против увидеть такого почтенного гостя на своей территории. Что же, по показателю отношения к папскому визиту Россия становится самым фундаменталистским государством мира?! Подлинным прорывом, подлинным событием в отношениях двух Церквей может стать только встреча первоиерархов, на которой, наконец, ясно и без дипломатичных недоговоренностей будет выражена позиция по проблемным узлам современных взаимоотношений двух Церквей. Иван Нелюбов, для "Портала-Credo.Ru" |