Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

В Петропавловске-Камчатском - полночь. Если во главе консервативного крыла РПЦ МП и дальше будут стоять столь же адекватные и оперативные лидеры, как чукотский владыка, то шансов на успех у него будет немного


По воле случая или Провидения, два этих события произошли в один день: сначала я в очередной раз пересмотрел любимый фильм "Начальник Чукотки", а затем прочел, наконец, нашумевшее Обращение (или, по одной из версий, представленной Чистым переулком в качестве официальной, предисловие к книге) епископа Анадырского и Чукотского Диомида.

Первой мыслью, возникшей у меня при прочтении епископского послания, было: а ведь со времен Алексея Бычкова и коллежского регистратора Тимофея Иванова Храмова в тех краях решительно ничего не изменилось! По-прежнему единственным реальным средством передвижения являются собаки, а вести с "большой земли" не приходят иногда по три года, а иногда и более. Ибо иначе совершенно невозможно понять, где Чукотский святитель был все эту годы, и почему пробудился и возревновал только сейчас.

К примеру, преосвященный Диомид пишет: "Мы выражаем свое несогласие с официальным заявлением по центральному телевидению о единстве нравственных ценностей у православия, иудаизма, мусульманства и католицизма. Это ложное мнение. Мы не можем иметь единые нравственные ценности с современными иудаизмом и его моральным кодексом талмуда, по которому все люди кроме евреев – "гои".

А вот – слова его "непосредственного начальника", Патриарха Московского и всея Руси Алексия II: "Главная мысль этой проповеди - теснейшее родство между ветхозаветной и новозаветной религиями. Единение иудейства и христианства имеет реальную почву духовного и естественного родства и положительных религиозных интересов. Мы едины с иудеями, не отказываясь от христианства, не вопреки христианству, а во имя и в силу христианства, а иудеи едины с нами не вопреки иудейству, а во имя и в силу истинного иудейства. Мы потому отделены от иудеев, что мы еще "не вполне христиане", а иудеи потому отделяются от нас, что они "не вполне иудеи". Ибо полнота христианства обнимает собой и иудейство, а полнота иудейства есть христианство".

Будучи профаном в догматике, не возьму на себя смелость решать, чьи слова, епископа или Патриарха, более соответствуют православному учению. Просто хочу напомнить, что свою скандально знаменитую речь перед раввинами Алексий IIпроизнес еще в 1990 году. Неужели епископ Диомид ничего никогда о ней не слышал? А невыразительные перепевы на ту же тему по "центральному телевидению" стали для него откровением?

Или вот жалоба владыки Диомида на то, что в последнее время в Церкви "постоянно набирает силу еретическое учение экуменизма". А вот – определение Священного Синода РПЦ МП от 16 декабря 1969 г., опубликованное в ЖМП, в январском номере 1970 года (стр. 5): "О допущении к таинствам. Имели суждение о различных случаях, когда старообрядцы и католики обращаются в Православную Церковь за совершением над ними Святых Таинств.

ПОСТАНОВИЛИ: В порядке разъяснения уточнить, что в тех случаях, когда старообрядцы и католики обращаются в Православную Церковь за совершением над ними Святых Таинств, это не возбраняется".

А в майской книжке ЖМП того же года последовало дополнительное разъяснение (стр. 25). "Разъяснение председателя Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата митрополита Никодима о невозбранном допущении к Святым Таинствам старообрядцев и католиков. (17.03.1970) В связи с запросами, поступающими от представителей прессы относительно решения Священного Синода Русской Православной Церкви от 16 декабря 1969 года о невозбранном допущении к Святым Таинствам старообрядцев и католиков в тех случаях, когда они обращаются с просьбой об этом к священнослужителям нашей Церкви, считаю своим долгом сделать следующее разъяснение:

Священный Синод, принимая это постановление, руководствовался практикой в жизни Русской Православной Церкви в СССР, когда члены Старообрядческой Церкви, имеющей трехстепенную иерархию (в отличие от беспоповских старообрядцев), а также члены Римско-католической Церкви в случае болезни или по иной причине обращаются к священнослужителям Русской Православной Церкви с просьбой о духовном утешении и за совершением Святых Таинств. (Это может быть в тех случаях, когда последователя старообрядческого и католического исповедания не имеют возможностей обратиться к священнослужителям своих Церквей.) В таких случаях духовенству Русской Православной Церкви надлежит проявлять пастырскую заботу и преподавать нуждающимся духовное утешение и Святые Таинства.
При этом следует иметь в виду, что Православная и Римско-католическая Церкви имеют одинаковое учение о Святых Таинствах и взаимно признают действенность этих Таинств, совершаемых в них.

Упоминаемое решение Священного Синода, как мы надеемся, будет иметь значение и окажет доброе влияние на укрепление братских отношений Русской Православной Церкви с Церковью Римско-католической и старообрядчеством и таким образом облегчит следование по пути к вожделенному вероисповедному единству, заповедованному Христом Спасителем всем, кто исповедует Его Святое Имя".

Опять-таки, не стану судить о степени еретичности экуменизма. Однако совершенно очевидно, что ничего подобного в современной Церкви нет и не предвидится. Так о каком же усилении экуменизма идет речь? Или же новые веяния так и не дошли до Чукотки, и там с никодимовских времен так ничего и не изменилось?

Еще преосвященному Диомиду не нравится демократия и "призыв к голосованию за определенных политических лидеров". Спору нет, про демократию ни в Писании, ни в догматах не сказано. В творениях отцов Церкви она нередко и осуждается. Однако разве с РПЦ МП началось участие Церкви в демократической политике? Вот, навскидку, краткая справка из дореволюционной истории: "В III Государственной думе было 44 священнослужителя. В число депутатов вновь был избран епископ Евлогий (Георгиевский), а также Могилёвский епископ сщмч. Митрофан (Краснопольский)… Членами IVДумы стали 48 православных священнослужителей, включая Кременецкого епископа Никона (Бессонова) (впоследствии снял с себя сан и монашество) и Елисаветградского епископа Анатолия (Каменского). В числе депутатов были протоиерей Алексий Будрин и сщмч. В.П. Шеин (впосл. архимандрит Сергий)".

Тогда же православное духовенство приняло активнейшее участие в избирательных кампаниях, нередко прямо в храмах агитируя за тех или иных кандидатов (об успехе подобной агитации красочно писал, к примеру, Василий Шульгин). По Диомиду получается, что дореволюционные иерархи, включая новомучеников, не знали и не понимали, что такое настоящее православие. Спору нет, "синодальный период" был катастрофическим для русского православия и во многом породил 1917 год. Но ведь епископ Диомид пока не ставит под сомнение действительность собственной епископской хиротонии...

Столь же странно выглядят жалобы на то, что Церковь не выступает с обличениями существующей власти. Некоторые усердные апологеты Чистого переулка уже поспешили отплатить епископу Диомиду его же монетой: интересно, дескать, сколь часто преосвященный Диомид обличает местную власть в лице безбожного иудея Романа Абрамовича. Или же это только во всей остальной России – антинародный режим?

Подобный анализ диомидовых филиппик можно продолжать достаточно долго. Однако суть, полагаю, вполне ясна уже сейчас. Как справедливо заметил один из ведущих пропагандистов РПЦ МП, обращение епископа Диомида характеризует его как человека, который давно и безнадежно потерял связь с реальностью.

Не стану обсуждать, насколько православной является консервативная позиция епископа Диомида и насколько она хороша или плоха для Церкви, государства или его граждан. Однако рискну предположить, что если во главе консервативного крыла и дальше будут стоять столь же адекватные и оперативные лидеры, как чукотский владыка, то шансов на успех у него будет немного.

Евгений Левин, Иерусалим,
для "Портала–Cr
edo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования