Cлова, пожалуй, одного из самых известных в современном публичном информационном пространстве российского мусульманского деятеля, муфтия Азиатской части России Нафигуллы Аширова о сионистах как раковой опухоли, распространяющейся по Ближнему Востоку, вызвали возмущение иудейской стороны в лице ФЕОР, организации, близкой к ультраортодоксальным хасидам, а, значит, наименее всего сионистской. Хотя и сам муфтий заявил, что в данном контексте он имел в виду проблемы самого еврейского народа, возникающие из-за сионистов. Но, так или иначе, некоторый межконфессиональный инцидент возник, причем между ключевыми для российской концепции "традиционных конфессий" религиями - исламом и иудаизмом. Между тем, высказывания муфтия отнюдь не дают оснований представить его неким enfant terrible российской уммы, или же двуличным человеком, где-то дипломатично говорящим одно, а в другом месте - недипломатично и совсем другое. Достаточно проанализировать мнение Аширова по поводу событий вокруг Храмовой горы, чтобы понять: и на страницах нашего Портала, и на митинге муфтий высказал по сути одну и ту же мысль, суть которой - в неприемлемости еврейского религиозного присутствия на Храмовой горе. Заявления Аширова на сегодня, несмотря на их некоторую стилистическую резкость, - это аутентичная мусульманская позиция. В отличие от позиции официального Совета муфтиев России (СМР), устами своей пресс-службы назвавшего безответственными заявления муфтия. Впрочем, СМР, как видно из ее контактов с общественностью, - организация не столько религиозно мусульманская, сколько дипломатическая, действующая по принципу "как бы чего не вышло". В свое время один из чалмоносцев СМР, носящих титул хазрата, так прямо и заявил, что не нужны муфтияту никакие пресс-службы, а, значит, и открытость обществу, в том числе и своему, мусульманскому. Впрочем, вопрос о нужности пресс-службы СМР крайне незначителен, по сравнению с той глобальной проблемой, остроту которой и обнажило выступление Аширова, а также последовавшая реакция на него. Суть проблемы в том, в существующем формате абсолютно невозможен сколько-нибудь конструктивный мусульмано-иудейский диалог, поскольку его стороны смотрят на одни и те же вещи в абсолютно разных, никак не совпадающих друг с другом плоскостях. Например, Аширов обвинил во всех бедах Ближнего Востока сионистов. Но, с точки зрения большинства еврейских религиозных деятелей, понятия "сионист" и "израильтянин" - это синонимы, и, по-своему, они правы. Ведь не будь сионизма - не возникло бы на месте современного Израиля еврейского государства. Несомненно, представители и той, и другой стороны имеют самые убедительные аргументы и контраргументы для религиозного обоснования своего обладания Храмовой горой. Да, именно здесь находились главные иудейские храмы, но не всегда, и их существование в данном месте вовсе не являлось непременным условием существования иудейской религии. Да, здесь находится мусульманская мечеть Аль-Акса, причем она упоминается в хадисах пророка Мухаммада еще до того времени, как было построено ее нынешнее сооружение. Но ведь те же хадисы указывают, что мечеть Аль-Акса была построена пророком Даудом, т.е. царем Давидом, который, как известно, не был арабом-мусульманином. Кроме того, под ключевым для арабской традиции понятием "Бейт-Муккадас", обозначающим особенно благословенные Всевышним места, следует понимать все палестинские земли к северо-западу от Аравии, а вовсе не конкретное место, а именно - Иерусалим. Эта ситуация, когда по-своему и правы, и неправы обе стороны, патовая и бесперспективная. Ее развитие возможно только по одному сценарию - дальнейший "обмен любезностями" наподобие того, что имел место между муфтием Ашировым и руководством еврейских организаций. Это, конечно, зажигает радикалов с обеих сторон, причем как в мире, так и здесь, в России, такой подход уводит в противоположную от решения проблемы сторону. Реальный же путь к решению проблемы, возникшей, в том числе и в российской межрелигиозной среде в связи с Храмовой горой, видится в конкретном анализе конкретной ситуации, без навешивания ярлыков, - и это еще один из уроков, вытекающих из "казуса Аширова". Сегодня в очень многих околомусульманских кругах, в том числе и в нашей стране, в истеричных тонах предлагают бороться со страшным "сионизмом" и винить его во всех плохих делах, творимых на грешной земле вообще и на Ближнем Востоке в особенности. Такая борьба очень напоминает битвы Дон Кихота с ветряными мельницами. Сионизм уже давно не един, поскольку свою функцию - создание еврейского государственного образования - он выполнил. В нем имеются различные течения, политический вектор которых совпадает и с устремлениями некоторых кругов в арабском и мусульманском мире. Переживание опасности нынешней ситуации вокруг Храмовой горы пока выражается лишь в форме алармистстких заклинаний арабских националистов из ХАМАС, рядящихся в небесные одежды мучеников ислама. Пока общественность еще не видела объективного и независимого заключения о ситуации с мечетью Аль-Акса. Неплохо было бы получить четкие ответы на вопросы о том, какие израильские политические силы и лица стоят за пропагандистским педалированием ситуации в священном месте, и какова их мотивация. В Израиле политику делают давно уже не какие-то безликие сионисты, а вполне конкретные и небезгрешные люди. В конце концов, все - и мусульмане, и иудеи, и последователи других религий должны ясно осознать, что, разжигая ситуацию вокруг Храмовой горы, мы вмешиваемся в прерогативу Бога. Именно Ему и Его посланнику, как веруют мусульмане и иудеи, надлежит восстановить Храмовую гору как средоточие Божественного присутствия, как "селение славы Божией". А агрессивные нынешние потуги всех сторон конфликта вокруг общеавраамических святынь - не напоминают ли они новую Вавилонскую башню, когда Всевышний сознательно смешивает религиозно-политические языки различных вероисповеданий, доводя это смешение порой до крайних форм, чтобы напомнить человечеству: "Вы вмешались в Мою область". Наверное, кому-то это утверждение покажется наивным и прямолинейным. Ну что ж... Только это также урок "казуса Аширова". Валерий Емельянов, для "Портала-Credo.Ru" |