Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Косовский синдром. В критической ситуации Сербская патриархия поддержала воинствующий национализм


В эти дни одна из автокефальных Православных Церквей в лице ее высокопоставленного представителя активно демонстрирует всему миру, как не надо Церкви действовать в международных отношениях. При этом, разумеется, эта Церковь в лице ее представительного иерарха убеждена, что действует адекватно и правильно.

Речь идет о переговорах вокруг судьбы Косова – бывшего автономного края Югославии (а ныне Сербии), о предложении специального представителя ООН Марти Ахтисаари и реакции на это Сербской патриархии, чей представитель – епископ Рашко-Призренский (в эту епархию входит территория Косова) Артемий включен в состав сербской делегации на переговорах.

Заметно, что Артемий истово поддерживает принцип неотделимости Косова от Сербии. Так, выступая в австрийской прессе, владыка говорил о том, что независимость Косова приведет к созданию очага ваххабизма и гнезда "Аль-Каеды" в центре Европы. Между тем, известно, что ваххабитов в этом регионе нет. Еще в 90-х они попытались было тут обосноваться, но пришлись совсем не по душе албанцам, традиционно не приемлющим фундаментализм и отнюдь не единым в религиозном отношении. Даже в славяно-мусульманской Боснии ваххабиты были в те годы куда успешнее.

В значительной степени подобного рода "церковная дипломатия" стала причиной того, что в середине февраля многие косовские албанцы вышли на улицы под интересными лозунгами: "Сербы оккупируют албанские церкви и монастыри, в которых когда-то молились албанцы!" (sic!); "Сербы хотят экстерриториальности для своих церквей и монастырей!" И где же в этой ситуации с такими лозунгами пресловутые "ваххабиты" и "Аль-Каеда"? Заметим, что христианство и, в частности, православие традиционно играет серьезную роль в национальных процессах у албанцев. В свое время первое правительство независимой Албании возглавил предстоятель тогда новообразованной Албанской Православной Церкви епископ Фан Ноли.

Но, тем не менее, Сербская патриархии продолжает повторять, что Косово - это колыбель только лишь сербской духовности. И в этом политическом контексте поведение церковного Белграда своим последствием может иметь клерикализацию этого чисто межэтнического конфликта, привнесение в него религиозной розни. Что, согласимся, несколько не вяжется с духовными принципами православия. Ведь получается, что Православная Церковь идет в русле националистических амбиций светской власти, служит царству "от мира сего".

Для России это все актуально еще и тем, что давно и весьма часто клерикальные трибуны из славянских стран на Балканах находили именно здесь благодатную политическую почву для своих призывов. Это ввергало Россию в войны, в результате которых никаких политических дивидендов наша страна не получала, а славянские братушки, реализовав российскими средствами свои корыстно-политические цели, очень скоро просили Россию подвинуться.

Так что же делать в Косовской ситуации в общем и целом, а также с точки зрения наличия в ней религиозного фактора? Очевидно, что привычными международно-правовыми средствами она не решается. И пресловутый план Ахтисаари – политическая утопия, не работающая в реальной действительности. Очень странное предложение он выдвинул – сохранить Косово в составе Сербии де-юре, но при этом придать ей все элементы независимости де-юре и де-факто. Это же получается соединить несоединимое!

В то же время вопрос Косова должен быть незамедлительно решен в практической плоскости. Дальнейшее искусственное сохранение "статус кво" этой территории, более чем на 90 % населенной албанцами, будет только способствовать дальнейшей эскалации социальной напряженности в крае. То, что независимость Косова установит здесь албанскую этнократию, отнюдь не очевидно. Опыт других бывших югославских республик свидетельствует, что межнациональные проблемы в них стали менее острыми как раз после ухода из-под подчинения Белграду. Равно как однозначно другое – на Балканах невозможно единое государство народов, имеющих даже одинаковую религиозную идентичность, но несколько разнящихся в понимании себя как этноса. Уход православной Черногории в свободное плавание – красноречиво подтверждающий эту мысль пример.

Видимо, воленс-ноленс, придется пойти наиболее реальным в такой ситуации путем, несколько гармонизирующим принцип верховенства народного суверенитета и нерушимости границ (последний, надо сказать, в нынешних реалиях стал весьма непрактичным и малодейственным, поскольку был разрушен с падением коммунистической системы). Речь идет о референдуме под международным контролем, результат которого в Косово вполне предсказуем. А Церковь, в том числе и Сербская, могла бы занять свою авторитетную позицию в процессе формирования единого духовного пространства на постюгославской территории, не увязывая это обязательно с жестким политическим единством. Это была бы более продуктивная позиция, нежели поддержка националистических амбиций Белграда, абсолютно неадекватных в нынешней ситуации. Ведь и у нас духовная "матьгородов русских" Киев – ныне столица независимого от России государства. И драматических духовных коллизий это обстоятельство в российском обществе не вызвало.

Иван Нелюбов,
для "Портала-
Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования