Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Слон в посудной лавке. "Русский проект", немыслимый без "православного компонента", способен усугубить раскол не только в «Единой России», но и во всем российском обществе


Попытка решить сиюминутную задачу и привлечь на свою сторону избирателей в преддверие думских выборов поставила кремлевскую партию "Единая Россия" в неудобное положение. Националистически настроенный гражданин вряд ли увидит в "Русском проекте" единоросов серьезную альтернативу тем идеям, которые высказывают коммунисты, "Движение против нелегальной иммиграции" или "Народная воля" Сергея Бабурина. Правым православным патриотам, лимоновцам или баркашовцам такой "Русский проект" тем более не нужен, потому что он профанирует, делает абсолютно бессмысленными любые радикальные националистические идеи, ибо не требует смены главенствующегополитического класса. "Единая Россия", естественно, не будет требовать от нынешней власти и ее "преемников" того, чего они сами не хотят. Исходя из этого, одной из главных, даже ключевых, характеристик "Русского проекта" "Единой России" является его безусловная и непреодолимая необязательность.

Благодаря тому, что единственная цель этого нелепого "Русского проекта" – стремление перед выборами в Госдуму РФ обеспечить контроль над словом "русский", он широко обсуждается и критикуется в самой партии "Единая Россия". Противоречия, возникшие между коллегами по партии по поводу "Русского проекта", отчетливо показали громоздкость этой кремлевской структуры и отсутствие у нее продуманных общепартийных идей, касающихся построения в России гражданского общества какого-либо типа. Дискуссия вокруг "Русского проекта" стала демонстрацией того, что в "Единой России" находятся люди с разными взглядами на государство, общество, "русских" и в целом на будущее страны. Объединяет их только одно – принадлежность к сфере кремлевских услуг в Госдуме.

Сторонниками "Русского проекта" в его национал-православной трактовке являются, прежде всего, сами его создатели. Это советник политического департамента ЦИК "Единой России", координатор "Молодой гвардии" по идеологии и политической работе Иван Демидов - один из идеологов и генпродюсер православного телеканала "Спас". Среди тех, кто занимался разработкой "Русского проекта", Демидов называет также депутатов Госдумы РФ Андрея Исаева, Игоря Игошина, Павла Воронина, основателей Центра социально-консервативной политики. Они вошли в координационный совет "Нового русского центра", который и будет заниматься реализацией "Русского проекта".

В вопросах, поставленных перед партией и обществом Иваном Демидовым, нет ничего криминального – они действительно обсуждаются гражданами, из-за них бьют людей на улицах и жгут рестораны, а также преследуют "сектантов": 1. "Россия – для русских?"; 2. "Что такое русская нация?"; 3. "Русский мир. Территория и границы"; 4. "Сохранение национальной идентичности в условиях глобализации"; 5. "Русский национализм и расизм"; 6. "Национализм как идеология"; 7. "Русские и православие"; 8. "Сосуществование религий в России – перспективы"; 9. "Русский мир и постсоветское пространство"; 10. "Русская политическая культура как способ построения русской власти".

Православие является и оправданием, и составной частью "Русского проекта", как основа самоидентификации и гордости русского народа – логика самого проекта построена на том, что в общественном сознании должен господствовать принцип: "Русский – значит православный". Пусть это пресловутый "скрытый материализм", тонкая форма выражения учения о главенстве этнического, родового начала над духовным, религиозным. Но иначе у реально малорелигиозного русского народа, собственно, не остается никаких ценностей – ведь что такое "русская политическая культура" никто не знает, если не считать, что исторически это жестокость, подавление, власть самодуров. А проблема "Русские и демократия" в демидовском списке отсутствует. Демидов сожалеет о том, что русские лишь в последнюю очередь ассоциируют себя с "языком, кровью и православной верой". С ним вполне могли бы согласиться спикер Госдумы РФ Борис Грызлов, неоднократно заявлявший о том, что "православие объединяет", и первый вице-спикер Госдумы РФ Любовь Слиска, которая подчеркивала необходимость бороться с "сектантами" и внедрять православие в массы, так как люди не разбираются "даже" в названиях чудотворных икон Богоматери. Но именно Иван Демидов поставил эти проблемы в резкой форме - так, как будто он является идеологом национал-консервативной партии, защищающей православие и русских.

Сторонниками умеренного, более "технического" внедрения "Русского проекта" в деятельность партии являются высшие руководители и члены партии, для которых идеология вообще не является чем-то важным. Она – лишь средство для достижения политических и экономических целей. Фактически с критикой "Русского проекта" в изложении Демидова выступил член Генсовета "Единой России" Владимир Плигин, который высказал в беседе с корреспондентом "Московских новостей" сожаление в связи с неудачным началом дискуссии по стратегически важной для страны проблеме: "Говорить на эту тему нужно, тщательно подбирая слова и отвечая за их последствия. Причем для начала обсуждение нужно вести в закрытом режиме - не ради конспирологии, а ради защиты страны. Но раз проект уже стартовал, нужно хорошенько думать о том, что делаем, потому что неправильная постановка русского вопроса может привести к отторжению самого этого вопроса" ("Фальстарт "Русского проекта", "МН", № 6 за 2007 год, 16.02.2007). Для Плигина и многих безгласных и безликих членов "Единой России" думские голосования, выборный процесс – это чисто бюрократические задачи. Энергичная поддержка русского самосознания и стремление добиться, к примеру, господства "традиционной религии" большинства со стороны государства (об этом в частности заявлял депутат Андрей Исаев) лишь мешают существованию бюрократического механизма "Единой России". Любая живая дискуссия разваливает партию, провоцирует недовольство в обществе, заставляет единоросов самих требовать от государства продуманной культурной, религиозной или экономической политики – раздражение растет как у руководства "Единой России", так и у кремлевских идеологов, к которым единоросы могут вдруг предъявить заведомо невыполнимые требования.

Национализм – опасная идеология, которая быстро делает говорящего своим заложником. Четкое понимание этого, по всей видимости, есть у заместителя главы администрации президента РФ, "серого кардинала" Владислава Суркова. В своих параграфах про суверенную демократию "Национализация будущего" (в параграфе 10 - "Русские") Сурков описывает русских как создателей и хранителей "многогранного российского мира", где религии и нации соседствуют между собой. Как отмечает Сурков, "русская мысль органически толерантна". Именно поэтому Сурков акцентирует внимание на значении "традиционной религии" – православия, но его ценность также фактически заключена именно в толерантности. По словам Суркова, "критически анализируя прошлое, признавая ошибки и провалы, мы вправе и будем гордиться всем лучшим, что унаследовано от Империи и Союза. В том числе – уникальным опытом взаимопонимания православной церкви с исламской общиной, иными конфессиями…". Таким образом, нетолерантное православие просто разрушает "многогранный российский мир", оно не нужно государству, оно вредно для общества, для стабильности "суверенной демократии".

В перспективе "Русский проект" действительно ставит под удар любую российскую власть, которая стремится сохранить единство России. С одной стороны, идеологи "Русского проекта" не видят пользы в демократии и лишают смысла всякое стремление к ней, ради "самобытности". С другой стороны, "Русский проект" может закрыть авторитарную власть железным занавесом от народа, лишив ее чувства реальности. Власть окажется в клетке, где можно делать все, что угодно, не обращая внимания на Запад и гражданское общество, но при этом испытывать гордость за русское самосознание. В конце концов, "Русский проект" спровоцирует на более активные и смелые действия радикальных националистов. С этой точки зрения проект раскритиковал депутат Московской городской думы от той же "Единой России" Михаил Москвин-Тарханов в своей статье "Национальный русский проект". По его словам, "ни политическое, ни конфессиональное единство полностью не охватывает сегодня Русский мир". Москвин-Тарханов отмечает, что существуют постоянные попытки отождествить "русских" то с "православными по рождению", то с имперскими "российскими государственниками", а также "загнать свободный Русский мир в старую клетку несуществующей великорусской "народности", вульгарно понимаемого и утилитарно используемого "православия" и т.д. Михаил Москвин-Тарханов даже называет "Русский проект" наивным: "Он предполагает цивилизованное, разумное, рациональное обсуждение национальной проблемы. И тем самым невольно дает широкую трибуну оппонентам-демагогам, которые в ходе дискуссии будут апеллировать к самым темным, дремучим инстинктам человеческих масс, к толпе, к "черни". Так делал Гитлер, так делали Муссолини, Ленин и Мао".

И настоящие (в отличие от единоросов) правые православные государственники моментально ответили на инициативу "Русского проекта". Идеолог "Союза православных граждан" Кирилл Фролов в очередной раз призвал православных активно включиться в политическую борьбу. В статье "Когда мы выйдем из гетто" Фролов подчеркивает: "Космополитизм и отсутствие патриотизма являются препятствием для миссии, как уже отмечено выше. Мы рискуем упустить поколение молодых националистов, обвиняющих православных в равнодушии к своему народу. Идея воцерковления русского народа противопоставляется необходимости крестить диаспоры, поселившиеся в России. В действительности крещение диаспор – это не только миссионерский долг Русской Церкви как Апостольской, но и форма их ассимиляции, русификации". Такой "Русский проект" в его имперском варианте вряд ли устроит даже Ивана Демидова и Андрея Исаева. Однако стоит сказать слова благодарности в адрес "настоящих правых" – мечтая о православной империи, они не создают никакой общественной силы, но профилактически шокируют своими идеями и власть, и общество.

Роман Лункин,
для "Портала-
Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования