Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

В сердце ислама, но без исламских проблем. Может ли сотрудничество России с Саудовской Аравией не учитывать религиозной специфики последней?


От беспрецедентного визита президента России в три ближневосточные страны - Саудовскую Аравию, Катар и Иорданию, говоря откровенно, ожидалось очень многое. Это если следовать логике, по которой дипломатия – это не только протокольные встречи, обеды-ужины и награждения, но, прежде всего, решение в конфиденциальном кругу вопросов, не могущих быть решенными иначе. Тем более, столько говорилось о том, что Россия – часть исламского мира, а также об исламском векторе российской политики.

На деле же этот президентский визит оказался сугубо ритуальным, имевшим целью "освятить" появлением первого лица присутствие России в этом сложном для нее регионе с острой конкурентной средой в политике и, главное, в экономике.

Вот уже года четыре группа бывших советских, а ныне российских политических тяжеловесов во главе с Евгением Примаковым пытается наладить присутствие России в этом регионе. Предлагается строительная индустрия, дорожное строительство, инфраструктура нефтепрома. Саудовцы молча кивают на регулярно проходящих бизнес-форумах, но дальше этого дело не идет. Что и понятно: конкуренция, в том числе и со стороны США, давно пустивших корни в этой стране. То же самое и с Катаром – страной более вестернизированной, чем Саудия, с которой и отношения чуть поактивней, но все равно. Конкуренция, господа, конкуренция!

Есть, однако, один момент, важный и очевидный, который явно остался за скобками визита. Речь идет о том, что, находясь в сердце ислама, российский лидер и его присные мало сделали для обсуждения насущных проблем ислама как религиозно-политической системы в России и в мире. Исламский фактор ограничился формальными моментами. Типа участия Путина в Иордании в джаназа-намазе (похоронном обряде), а также надевания на журналисток из кремлевского пула хиджабов во время пребывания в Саудовской Аравии. Кстати, фотография в "МК" посмешила – на девчушку-корресподентку умудрились напялить (извините, но другое слово здесь просто на ум не приходит) нечто вроде тяжеловесного шиитско-персидского "манто", хотя для европеек в этой стране достаточно любого платья свободного покроя и платка. Повеселило и отечественное телевидение, на одном из общероссийских каналов которого сообщили, что журналисток обрядили... в паранджи!

Но дело не в этом. Визит Путина проходил как раз в контексте событий, могущих серьезно взорвать исламский мир как раз по религиозным причинам. Первый из них – ситуация вокруг мечети Аль-Акса в Иерусалиме (арабы называют этот город "аль-Кудс"). Собственно говоря, на Храмовой горе "сионисты" постоянно что-то копают, а мусульманам это активно не нравится. Однако впервые за последние годы иерусалимская ситуация получает стойкий международный резонанс, что, как показывает история, всегда было чревато болезненными коллизиями для всего мира.

Другой момент – ситуация в Косово последнего времени, где белградская пропаганда усилиями своего лобби в разных странах, в том числе и в России, делает все, чтобы представить этот конфликт как войну с православием со стороны албанцев, в большинстве своем мусульман. Если, таким образом, и дальше будет навязываться соответствующее мнение, то местные мусульмане действительно поверят в необходимость войны именно с православием. Это и есть пресловутое "нейролингвистическое программирование". А у Саудовской Аравии среди балканских мусульман серьезные позиции в плане экономическом.

Наконец, ситуация в умме российской. Визит мог бы быть замечательной возможностью обсудить эту проблему в практическом ключе. Равно, как и тому сосуществования в России как бы двух "исламов": ислама духовенства ("чалмоносцев") и ислама "массового", религиозной практики простых верующих. Часто это два разных мира, два пространства. Не так давно саудовцы активно помогали исламу в России, однако их помощь под предлогом борьбы с пресловутым ваххабизмом активно сворачивалась. Да, наверное, там были и моменты поддержки экстремизма, но не все так однозначно. Наконец, можно было вернуть эту помощь под контроль государства с целью более оптимальной ее организации как с саудовской, так и с российской стороны. На Аравийском полуострове часто кивают на то, что помощь мусульманам (и экстремистам в том числе) идет по линии неких общественных структур и фондов. Но в этих странах все так функционально связано. Знаете, кто получил государственный подряд от государства на расширение священных мечетей в Хиджазе? Компания "Сауди Бен Ладен Групп", принадлежащая родственникам того самого…

В общем, не прозвучала исламская нотка в этом визите так, как ей следовало бы прозвучать. Получилось, что интересы нефтегазпрома и интересы миллионов мусульман России в нынешней политике Кремля существуют порознь и интересуют Кремль далеко не в равной степени. Котлеты отдельно – мухи отдельно.

Иван Нелюбов,
для "Портала-
Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования