Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Управляемая религиозность. Напряжение, наметившееся в отношениях между руководством РПЦ МП и Кремлем, обозначило возможные контуры новой религиозной политики


Чем ближе время следующих президентских выборов в России и чем менее зависимой становится власть в стране от идеологии, тем неоднозначнее ее религиозная политика. В самом деле, когда слабому (социально-политически и экономически) президенту (тогда еще Борису Ельцину) нужна была идейная опора, то кремлевская администрация охотно обращалась к РПЦ МП, руководство которой почти безоговорочно поддержало ельцинский переворот 1993 года и даже не предало, как торжественно обещало, анафеме победителей, проливших кровь.

Однако оказалось, что в РПЦ МП нет собственных идеологов, а те, кто есть, неспособны обслуживать заказ на национально-объединительную идеологию. Из среды церковной интеллигенции срочно выдвинулось несколько "формулировщиков", работу которых стал координировать председатель ОВЦС МП митрополит Кирилл (Гундяев). Формальный оппонент главы ОВЦС МП в недрах патриархии, бывший заместитель Кирилла митрополит Климент (Капалин) не смог выдвинуть никакого "анти-пула", и всю идеологию по-прежнему формирует фактический церковный центр в ОВЦС МП. И, тем не менее, в последнее время отношения обеих церковно-административных групп с властной путинской "вертикалью" несколько усложнились.

Симптомами этого усложнения стала продолжающаяся уже более года при молчаливом сочувствии Кремля пикировка Минобрнауки с патриархией по поводу введения в школах "Основ православной культуры" (ОПК) как компонента обязательной школьной программы. Министр Фурсенко оказался "крепким орешком" (возможно, именно Кремль его избрал как "твердую точку" своей линии защиты), и РПЦ МП, кажется, упустила свой шанс. В ответ на жесткую позицию власти, на XV Международных Рождественских чтениях 2007 года зазвучали обиженные и недовольные голоса иерархов, которые Патриарх обобщил в своей речи, заявив фактически, что проект ОПКаизации России не оставлен, а лишь отложен. Митрополит Климент даже посулил частичную смену бренда ОПК, точнее - конверсию проекта в нечто менее агрессивное. Как бы то ни было, пока просветительско-миссионерский проект затормозился.

Патриарх Алексий II также пытается заработать очки, поддерживая "отмену Дарвина" и введение креационизма как нормы в курсе школьной биологии. Несмотря на весьма прохладную реакцию научной общественности и более чем скептическую – госчиновников, тон в отстаивании этого вопроса патриархией взят почти на грани срыва. Патриарх пожелал, чтобы светские власти вообще и Министерство образования и науки РФ в частности не навязывали ученикам теорию Дарвина как единственную версию происхождения человека, и фактически потребовал отмены преподавания школьникам теории эволюции, которая уже давно ушла вперед от примитивного дарвинизма, причем многие христиане, в том числе православные, являются умеренными эволюционистами.

Интересно, что столь популярные на последних Рождественских чтениях слова "надо потребовать" явно не вышли из недр ОВЦС МП, а больше напоминают агитки "православной общественности" против гей-парадов, Мадонны и "Кода да Винчи". Нападки представителей РПЦ МП на министра экономического развития Германа Грефа, с помощью которых "церковная общественность" пыталась год назад обозначить свое присутствие в народной протестной кампании против "монетизации льгот", показывают, что в ведомстве Чистого переулка стихийно формируется целый "черный список" "оппонентов" или "нелюбимых министров", которых, не называя имен, критикуют и Патриарх, и митрополит Климент. Кто из министров еще дерзнет встать на пути патриархийного паровоза? Только те, кто контролирует будущие кадры (образование, демография) и источники дохода (экономика, финансы), а также "непотопляемые" региональные лидеры.

РПЦ МП пытается повысить тон и взять еще одну высоту на пути к превращению в идеологическое ведомство государства, имеющее доступ к значительной части его бюджета. Но, как кажется, именно этого не очень хочет допустить российская государственная верхушка. В интервью журналистам Путин уклончиво сравнивает православие (заметим, что вопрос саровской журналистки на недавней отрытой пресс-конференции в Кремле звучал конкретнее – о РПЦ МП!) с ядерной программой России. И то, и другое, по мысли Путина, требует взвешенного и осторожного подхода, ибо и то, и другое может взорваться, и тогда никому "мало не покажется".

В рамках общей тенденции замены идеологической опоры власти на экономическую, что естественно в условиях галопирующего роста цен на энергоресурсы, отношения Кремля с РПЦ МП также приобретают все более экономический, меркантильный оттенок. Но это очень нежелательно для Чистого переулка. Чего стоит, например, раздраженная реплика митрополита Климента на закрытии Рождественских чтений о том, что РПЦ МП не станет отчитываться перед государством.

Рост экономического могущества РПЦ МП, прежде всего, ее "первых лиц", неизбежно приводит к изменению тактики режима. В последнее время православный компонент рассматривается властью почти исключительно в рамках "русского проекта", активно продвигаемого администрацией президента и руководством партии "Единая Россия". Кремлевская власть должна быть "русской", а признак "русскости" – "православность". Но сформулированная в максимально общих понятиях и не обязательно привязанная неразрывными узами к конкретным лицам в руководстве РПЦ МП.

Скандальные мюнхенские "комментарии" президента Путина показывают, что Россия вновь готова переносить центр политической тяжести на внешнюю политику. В словах Путина звучала уверенность, что внутренние процессы уже встали на прочные рельсы и надо только не раскачивать вагон. Речь Путина, шокировавшая западных политиков, была, по сути, адресована российской аудитории, которой требовалось напомнить, в свете предстоящих президентских выборов, что Путин и его команда контролируют ситуацию и не позволят раскачать ее или довести до противостояния.

"Политическое православие" – только элемент официозной "русскости", который сообщает отношениям власти с народом характер традиционности и предсказуемости. Однако власть будет сохранять за собой функцию идеологического контроля, в том числе и над православием. Вот что читается в словах президента. Новое общероссийское толерантное православие есть форма подконтрольности - "управляемая религиозность", подобная "управляемому рынку" или "управляемой демократии". И именно оно должно стать программой будущего "преемника".

Почувствовав этот курс, московские власти, наконец, выделили участок для кришнаитского храма, а сам Юрий Лужков даже заявил, что "в России нельзя выделять ни одну из конфессий, а нужно преподавать историю всех религий". Министерство образования и науки в лице претендующего на анафему министра Фурсенко заявило, что по новому законопроекту региональный и школьный компоненты будут ликвидированы вовсе. Уже на прошедших Рождественских чтениях митрополит Кирилл крайне болезненно отреагировал на эту инициативу, ведь именно в рамках указанных компонентов протаскивались ОПК.

Одним словом, кажется, что в недрах российской власти вызревает новый сценарий форматирования российского пространства "под русскость", в котором широко и неинституционально понимаемое православие займет свое место. Такой сценарий сможет реализоваться уже при преемнике Путина, да и то только в том случае, если ведущие игроки РПЦ МП поймут его полезность для них же самих и перестанут пытаться контролировать политику и власть. В конце концов, все прочие сценарии неминуемо ведут к дестабилизации и возможной катастрофе.

Игнатий Алексеев,
для "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования